Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Актуальность проблемы Утверждение в современной отечественной педагогике гуманистической парадигмы образования и акцентированное внимание к реализации на практике принципа «адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников[1]» открыло возможность применения прогрессивных научных концепций, использующих знания смежных наук о человеке для решения собственно педагогических задач. [1] [1] Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.2, п.3. [1]
Многие авторитетные исследователи среди перспективных направлений в педагогике называют разработку гендерных теорий и технологий, учитывающих в процессе обучения и воспитания последствия половой (родовой) дифференциации. Гендерные особенности оказывают значительное влияние на формирование личности, на процесс социализации в каждый конкретный возрастной период. Гендерная социализация сложный процесс, сопровождающий движение ребёнка по образовательной вертикали, в том числе в один из наиболее сложных его периодов – начале систематического обучения в общеобразовательной школе. Гендерные особенности оказывают значительное влияние на формирование личности, на процесс социализации в каждый конкретный возрастной период. Гендерная социализация сложный процесс, сопровождающий движение ребёнка по образовательной вертикали, в том числе в один из наиболее сложных его периодов – начале систематического обучения в общеобразовательной школе. Знание гендерных особенностей позволяет учитывать и эффективно использовать в практике адаптивной начальной школы особенности возрастной динамики детей, которые Знание гендерных особенностей позволяет учитывать и эффективно использовать в практике адаптивной начальной школы особенности возрастной динамики детей, которые «связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового» «связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового» (Л.С. Выготский). (Л.С. Выготский).
Однако анализ имеющейся литературы подводит к выводу о недостаточной разработке возможностей использования гендерного подхода в практике адаптивной школы на всех уровнях методологического знания: 1) философском, 1) философском, 2) общенаучном, 2) общенаучном, 3) конкретно-научном, 3) конкретно-научном, 4) технологическом. 4) технологическом. Эти обстоятельства предопределили тему научно-экспериментальной работы (НЭР) «Гендерный подход в адаптивной начальной школе». «Гендерный подход в адаптивной начальной школе».
Цель эксперимента: – научно обосновать и практически разработать организационно - педагогические условия реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе, являющиеся важным фактором социализации. определение структурных компонентов гендерной компетенции в профессиограмме педагога адаптивной начальной школы; определение структурных компонентов гендерной компетенции в профессиограмме педагога адаптивной начальной школы; формирование у педагогов практических умений и навыков использования гендерного подхода в профессиональной деятельности. формирование у педагогов практических умений и навыков использования гендерного подхода в профессиональной деятельности.
Объект исследования – образовательный процесс в адаптивной начальной школе. Предмет исследования Предмет исследования – организационно - педагогические условия реализации гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования: Гендерный подход в адаптивной начальной школе будет способствовать социализации детей, если: в практике начальной школы и в её образовательных программах будут учтены гендерные особенности становления личности ребёнка и их проявления в образовательном процессе; в практике начальной школы и в её образовательных программах будут учтены гендерные особенности становления личности ребёнка и их проявления в образовательном процессе; предусмотрены и определены направления его реализации; предусмотрены и определены направления его реализации; осуществлено повышение профессионального мастерства педагогов начальной школы по вопросам реализации принципа адаптивности и возможности применения гендерного подхода и гендерных технологий в различных областях педагогической деятельности, связанных с обучением и воспитанием мальчиков и девочек младшего школьного возраста; осуществлено повышение профессионального мастерства педагогов начальной школы по вопросам реализации принципа адаптивности и возможности применения гендерного подхода и гендерных технологий в различных областях педагогической деятельности, связанных с обучением и воспитанием мальчиков и девочек младшего школьного возраста; определены критерии и показатели оценки деятельности адаптивной начальной школы по вопросам реализации гендерного подхода в обучении и воспитании детей; определены критерии и показатели оценки деятельности адаптивной начальной школы по вопросам реализации гендерного подхода в обучении и воспитании детей; разработана программа реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе. разработана программа реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе.
Методы исследования Анализ состояния изученности проблемы на всех уровнях методологического знания: 1) философском, 2) общенаучном, Анализ состояния изученности проблемы на всех уровнях методологического знания: 1) философском, 2) общенаучном, 3) конкретно-научном, 4) технологическом. 3) конкретно-научном, 4) технологическом. Метод теоретических построений (выдвижение гипотезы, теоретических основ исходных положений исследования). Метод теоретических построений (выдвижение гипотезы, теоретических основ исходных положений исследования). Анализ деятельности педагогов и специалистов различных структурных подразделений школы, осуществляющих психолого- педагогическое, логопедическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение учащихся. Анализ деятельности педагогов и специалистов различных структурных подразделений школы, осуществляющих психолого- педагогическое, логопедическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение учащихся. Анкетирование педагогов начальной школы и дополнительного образования, специалистов различных структурных подразделений школы, осуществляющих психолого- педагогическое, логопедическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение учащихся. Анкетирование педагогов начальной школы и дополнительного образования, специалистов различных структурных подразделений школы, осуществляющих психолого- педагогическое, логопедическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение учащихся. Анкетирование родителей. Анкетирование родителей. Анкетирование детей. Анкетирование детей. Беседы с педагогами, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, учителями-логопедами, медицинскими работниками и родителями. Беседы с педагогами, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, учителями-логопедами, медицинскими работниками и родителями. Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент. Экспериментально-диагностические методы оценки хода и результатов исследования. Экспериментально-диагностические методы оценки хода и результатов исследования.
Сроки эксперимента: Год начала экспериментальной деятельности – Год начала экспериментальной деятельности – Год окончания экспериментальной деятельности – Год окончания экспериментальной деятельности – 2013.
Этапы исследования. I этап – подготовительный (2008 – 2009 гг). Цель этапа – определение главного направления экспериментальной работы. Задачи этапа: Разработать концепцию, программу эксперимента и план работы экспериментальной площадки. Разработать концепцию, программу эксперимента и план работы экспериментальной площадки. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Разработать и определить диагностические методики оценки хода и результатов исследования. Разработать и определить диагностические методики оценки хода и результатов исследования. Определить педагогические условия реализации гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников. Определить педагогические условия реализации гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников. Разработать программу подготовки педагогов начальной школы к реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности. Разработать программу подготовки педагогов начальной школы к реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности. Разработать наглядно-текстовые и активно-деятельностные формы работы с родителями Разработать наглядно-текстовые и активно-деятельностные формы работы с родителями
II этап – практический (2009 – 2011 гг.) Цель этапа – внедрение в практику работы начальной школы форм реализации гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников, анализ и оценка результатов экспериментальной работы. Задачи этапа: Разработать модель реализации гендерного подхода в практике адаптивной начальной школы. //Определить формы реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе. Разработать модель реализации гендерного подхода в практике адаптивной начальной школы. //Определить формы реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе. Составить банк диагностических методик и технологий, обеспечивающих эффективность реализации гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников с учётом принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Составить банк диагностических методик и технологий, обеспечивающих эффективность реализации гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников с учётом принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Формирование библиотеки и мультимедийного банка гендерных технологий обучения и воспитания младших школьников. Формирование библиотеки и мультимедийного банка гендерных технологий обучения и воспитания младших школьников.
III этап – обобщающий ( гг.) Цель этапа – обобщение и выводы, внесение изменений в ход и содержание научно-экспериментальной работы. Задачи этапа: Сопоставить исходные данные с полученным результатом. Сопоставить исходные данные с полученным результатом. Описать организационно-педагогические условия реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе. Описать организационно-педагогические условия реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников
IV этап – внедренческий ( ) Цель этапа – распространение опыта экспериментальной работы. Задачи этапа: Определить условия внедрения результатов экспериментальной работы Определить условия внедрения результатов экспериментальной работы
Критерии оценки результатов научно-экспериментальной работы Анализ результатов работы по реализации гендерного подхода в адаптивной начальной школе по направлениям: Критерии деятельности педагогов начальной школы и дополнительного образования, специалистов различных структурных подразделений школы, осуществляющих психолого-педагогическое, логопедическое, социально- педагогическое и медицинское сопровождение учащихся: Критерии деятельности педагогов начальной школы и дополнительного образования, специалистов различных структурных подразделений школы, осуществляющих психолого-педагогическое, логопедическое, социально- педагогическое и медицинское сопровождение учащихся: сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей младшего школьного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике; сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей младшего школьного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике; умение определять гендерный потенциал содержания, различных форм и методов обучения и воспитания, ориентированных на реализацию в педагогической практике принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников умение определять гендерный потенциал содержания, различных форм и методов обучения и воспитания, ориентированных на реализацию в педагогической практике принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников использование в профессиональной деятельности гендерных технологий, ориентированных на реализацию принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. использование в профессиональной деятельности гендерных технологий, ориентированных на реализацию принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Критерии оценки результатов использования гендерного подхода в образовании: Критерии оценки результатов использования гендерного подхода в образовании: овладение педагогами-участниками ОЭР теоретическими основами использования гендерного подхода в практике адаптивной начальной школы; овладение педагогами-участниками ОЭР теоретическими основами использования гендерного подхода в практике адаптивной начальной школы; использование гендерных технологий, ориентированных на реализацию в педагогической практике принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; использование гендерных технологий, ориентированных на реализацию в педагогической практике принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; сформированность представлений детей о гендерной идентичности; сформированность представлений детей о гендерной идентичности; уровень гендерной социализации детей: представления детей, показатели школьной успешности. уровень гендерной социализации детей: представления детей, показатели школьной успешности.