МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4»
Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета, - у 3540% из них не развита мелкая моторика - у 60% – устная речь - у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность НО
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ фонематический слух словарный запас связная речь
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ 1. Правильность произношения звуков. 2. Умение различать звуки речи на слух. 3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов. В течение недели ребенок 6-7 лет способен усвоить около 30 новых слов. существительные глаголы прилагательные в начальной форме прилагательные в превосходной степени союзы предлоги частицы причастия деепричастия
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА - называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.); - нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов; Ребенок 6-7 должен знать не менее тридцати обобщающих понятий. - подбор признаков к определенному предмету; - подбор возможных действий к предмету; - подбор предметов к заданному действию; - подбор синонимов (слов, близких по значению); - подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.
ИГРЫ СО СЛОВАМИ угадать слово по начальному слогу «ма» - машина, матрешка, макароны, махать; продолжить ряд, используя последний слог предыдущего слова в качестве начала для последующего (рыба – баран – ранка – калоша … и т.д.).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ словоизменение по числам по родам по падежам по временам словообразование образование однокоренных слов
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ по числам (стопа-стопы, ухо - уши, глаз - глаза) по родам (Кофемолка намолол кофе. Кофе была хорошая.) по падежам (не в лесе – в лесу) по временам (бежать – бегу – бегал - буду бегать, побегу)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ образование различных частей речи в уменьшительно-ласкательной форме (ведро-ведерко, синий – синенький, легко - легонько и т.п.); образование слов с помощью приставок и суффиксов (шел, вышел, пришел; сахар, сахарница; шахматы, шахматист); образование сложных слов путем слияния двух простых (кофе молоть – кофемолка, снег чистить – снегоочистительная); образование одних частей речи от других (дерево – деревянный, веселый – весело).
ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ составление предложений, которые могли бы заменить друг друга. однородные члены предложения сложносочиненные предложения (с союзами и, а, но, да) сложноподчиненные предложения вводные конструкции (я думаю, мне кажется, по моему мнению)
" Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать".