Формы занятий в УДОД
Традиционные формы занятия в УДОД Лекция Семинар Игра Дискуссия Соревнование Праздник Самостоятельная работа Урок Репетиция Тренировка Практическая работа Конференция
Специфические формы занятий Экскурсия Выездные соревнования Поход Концерт Игровой зачет Клубная встреча Выпуск газеты Выставка Тренинг
Нетрадиционные формы занятий Социодрама. Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев. Ситуация выбора. Презентация. Описание предмета, его социального предназначения. Защита проекта. Проецирование изменений действительности, предложение новых идей. Философский стол. Коллективный поиск социального значения и личностного смысла явлений жизни.
«День добрых сюрпризов». Практика оказания внимания. «Конверт вопросов». Свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. Выпускной ринг. Отчет выпускников творческих коллективов, создание атмосферы дружбы, ретроспектива и перспектива.
Классификация занятий в УДОД по трудоемкости Наиболее трудоемкие ( итоговые игры, КВН, концерты, соревнования, экскурсии, выставки, клубные встречи) Относительно трудоемкие ( занятия, аналогичные школьному уроку, тренировки, практические занятия, участие в концертах, выставках, родительское собрание с выступлением детей, индивидуальная работа, работа с ансамблем, анализ выступления (похода) Менее трудоемкие (посиделки, чаепития, упражнения, самостоятельная работа, мастерские, участие в творческих делах по приглашению других УДОД)
Классификация занятий в УДОД Информационно-познавательный тип (мини-лекция, беседа, демонстрация, упражнения, опыт, изготовление по образцу) Творческий тип (создание собственного творческого продукта) Мотивационно-стимулирующий тип (дидактическая игра, выставка, концерт, соревнование, клубный день, конкурс) Коррекционно-контролирующий тип (учебное тестирование, взаимоаттестация, защита, зачет, контрольная работа)
Типы занятий в УДОД Кульневич С.В. Сообщение новых знаний Применение Обобщение и повторение Коррекция и контроль Комбинированное Самостоятельная работа Лекция, семинар
Виды занятий в УДОД С.В.Кульневич Путешествие во времени Работа с литературой Деловая игра Занятие в мастерской Лекция Практическая работа Встреча с интересными людьми Конкурс Творческий портрет Импровизация Праздник Эксперимент Игра-путешествие Игра-сказка
Занятие в УДОД
Основные требования к современному занятию Создание высокого уровня познавательного интереса Оптимальный расход времени Разнообразие методов и средств Высокий уровень межличностных отношений Практическая значимость знаний и умений
Требованию к современному занятию в УДОД С.В. Кульневич Постановка и решение задач, развитие мотивации детей Инновационные формы занятия Реализация содержания образовательной программы Реализация современных педагогических технологий Здоровьесбережение Педагогическая этика и профессионализм
Основные этапы современного занятия Организационный Проверка имеющихся знаний, умений и готовности детей к освоению темы Ознакомление с новыми знаниями и умениями Упражнения (в том числе творческого характера) Подведение итогов, формулирование выводов
Алгоритм разработки занятия Место в учебно-тематическом плане Определение типа и вида занятия Определение структуры занятия Формулирование темы, целей, задач Специфика и логика построения занятия Содержание, объем и распределение материала по этапам Выбор методов и организационных форм работы с содержанием Подготовка УМК (раздаточный материал, аудио, видеотека и т.д.) Определение техники его применения Определение самостоятельных и индивидуальных заданий Определение результативности занятия (продукты, критерии оценки, и т.д)
Результативность занятий
Результативность занятия в УДОД - комплекс реализованных локальных и перспективных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Общепринятые показатели результативности: опыт освоения информации опыт практической деятельности опыт эмоционально-ценностных отношений опыт творчества
Специфические показатели результативности занятия в УДОД Реализованность процесса общения между педагогом и детьми, между детьми Осознание (рефлексия) ребенком актуальных достижений Осознание и мотивация перспективы