ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне методической деятельности как на уровне управления образованием, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОС УрокБольшое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся. Главная цель учителя на урокеУспеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации Обобщению способов действий Постановке учебной задачи Формулирование заданий для обучающихся Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите и т.д. Формулировки: проанализируйте, докажите, сравните, обобщите и т.д. Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе Результаты обученияПредметные Нет портфолио Основная оценка – оценка учителя Предметные, личностные, метапредметные Создание портфолио Ориентир на самооценку
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями, обучающегося в соответствии с ФГОС Предмет измененийОсобенности работы с родителями до введения ФГОС Особенности работы с родителями после введения ФГОС Адаптационный период Родители не участвуют в организации адаптационного периода Присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям Активно участвуют в организации подвижных игр на переменах Участие родителей в проведении уроков Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся Совместная проектная деятельность ОтсутствуетОсуществляется партнерство «учитель – родитель – ребенок» Участие в праздниках Родители выступают в роли зрителей Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздников
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС Предмет измененийДеятельность первоклассника до введения ФГОС Деятельность первоклассника после введения ФГОС Взаимодействие ученика и учителя Пассивное принятие информации обучающимися От ребенка требуется четкое выполнение задание и – часто – краткий ответ Активное включение обучающихся в образовательный процесс Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания: учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения. Адаптация к школьному обучению Уровень тревожности повышен Средний срок адаптации – 2 месяца Наблюдается снижение уровня тревожности в этот период Средний срок адаптации – 3-5 недель Результаты обученияЗнания, умения и навыки приобретаются из учебников Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, умеют применять знания на практике Оценка деятельности обучающихся Осуществляется учителемСамоконтроль и самооценка
Проблема: преемственность начальной школы и ДОУ Для того чтобы дети успешно освоили школьную программу по новым стандартам в 1 классе необходима подготовка и всестороннее развитие будущих первоклассников.
Развитие речи Дети должны уметь: Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию художественного произведения Выразительно читать выученные наизусть произведения Составлять предложения по опорным словам Составлять загадки, рассказы, и сказки по картинке и серии картин Пересказывать небольшие художественные произведения Правильно произносить звуки, выделять из слов звуки, определять место звука в слове
Логика и счет Дети должны уметь: Названия чисел первого десятка Названия основных геометрических фигур Считать от 1 до 10 и обратно Сравнивать предметы, определять их количественный состав, устно обозначая результат числом Решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка в пределах первого десятка Уметь различать геометрические фигуры и сопоставлять их с окружающими предметами Проводить простейшие логические рассуждения и мыслительные операции