Организация научно- исследовательской работы учащихся Булгакова О.Н., к.п.н., доцент
Структура научно- исследовательской деятельности Субъект - тот, кто занимается научной деятельностью (учителя, руководители образовательных учреждений, выявляет актуальную научную проблему, разрабатывает методику её реализации на практике, диагностирует эффективность новаций, ученик). Объект - то, на что направлена деятельность (изучаемая научная проблема, имеющая теоретические, и практические аспекты).
Требования к субъектам развитие мотивов научной деятельности; - заинтересованность в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса; - овладение понятийным, терминологическим аппаратом; - умение создавать научные тексты; - глубокое знание научной дисциплины, лежащей в основе содержания учебного предмета; - глубокое знание педагогики, психологии и частных дидактик; - владение методикой научных исследований и т.д.
Требования к объектам повышение результативности, эффективности; - соответствие целям научно - воспитательного процесса; - возможность существенных позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе; - возможность применения в представлении других предметов; - новизна; - внесение инновационности в учебно- воспитательном процессе.
ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения; аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно- технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов; экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата; проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта- особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Цели научно-исследовательской деятельности учащихся: - расширение кругозора; - углубление знаний по предмету; - освоение элементов научного поиска; - приобретение опыта публичных выступлений.
КРИТЕРИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Актуальность выбранного исследования. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Владение автором специальным и научным аппаратом. Сформулированность и аргументированность собственного мнения. Практическая и теоретическая значимость исследования. Четкость выводов, обобщающих исследование. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ работа над рефератами; разработка проектов; научно-практическая конференция; олимпиады по предметным областям; творческие конкурсы; экскурсии и занятия в музеях, библиотеках; сотрудничество с внешними партнерами.
Алгоритм научных исследований - выявление и обнаружение проблемы; - определение статуса проблемы; - формирование темы научного исследования; - определение исходных теоретических положений; - систематизация знаний, получение экспериментальных результатов; - научный отчет, "документальное подтверждении результатов научно - исследовательской деятельности".
Структурные элементы отчета титульный лист - оформляется согласно требованиям организаторов конференции; - содержание - оглавление всех разделов и составных частей работы; - введение - содержит актуальность выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или его историей. Во введении представлен аппарат исследования, первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат. Объем введения не должны превышать двух страниц машинописного текста; - основная часть (теория, эксперимент, результаты, обсуждения результатов);
Структурные элементы отчета заключение (выводы, рекомендации) - в этом разделе кратко формируются основные результаты в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правильно, состоять из двух - трех пунктов; - список литературы; - приложения - включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору работы для иллюстрации научных исследований.
Недостатки организации НИР учащихся - непосредственный перенос научно- исследовательских тем лабораторий (НИЛ), отраслевых и академических НИИ; - неадекватный (возрасту, базе и т.д.) выбор темы, направления исследования; - требования подготовленности учителя и т.д.