Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса Минобрнауки России
2 Введение конкурентных начал в распределение задания на оказание услуг Стимулирование учебных заведений к повышению качества деятельности и ориентации на потребителя Федеральный Закон «Об автономных учреждениях»
3 Автономное учреждение Автономное учреждение (ч.1 ст.2 закона «Об АУ») некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов МСУ в сферах: науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта иных сферах Платежеспособный спрос Бюджетная субсидия ЗАДАНИЕ УЧРЕДИТЕЛЯ ДОХОДЫ ОТ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И РАБОТ
4 Имущество автономных учреждений Закреплено собственником в оперативном управлении АУ Недвижимое имущество Особо ценное движимое имущество Иное имущество имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено Находится в самостоятельном распоряжении («заработанное» АУ )
5 Доходы автономных учреждений Бюджетное финансирование (субсидии), без закона 94-ФЗ финансовое обеспечение выполнения задания учредителя с учетом: Субсидии на оказание услуг Субсидии на содержание имущества и уплату налогов финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ Платежи от юридических и физических лиц на счета в кредитных организациях субсидия на выравнивание
6 Органы управления АУ (ст.8 закона «Об АУ») Руководитель АУ Наблюдательный совет Ответственность разделена Иные органы (предусмотренные ФЗ и уставом АУ) Определяются уставом АУ
7 Особенности организации деятельности автономных учреждений План финансово-хозяйственной деятельности Бухгалтерский учет Ежегодный отчет о деятельности и об использовании имущества Ежегодный аудит Обеспечение открытости информации У бюджетных учреждений - смета У бюджетных учреждений – бюджетный учет
8 Чем АУ лучше БУ? Самостоятельное распределение АУ всех доходов Отсутствие контроля за расходованием средств со стороны казначейства (счета АУ в кредитных организациях) Отсутствие необходимости использовать 94-ФЗ Возможность осуществлять заимствования Разделение ответственности руководителя с НС Возможность «вернуться» в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов …
9 Ответственность автономного учреждения Объемы бюджетного финансирования Ограниченность полномочий руководителя (в т.ч. необходимость решений НС по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью) Взаимодействие АУ с кредиторами и поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя Б о льшие требования к отчетности и публичности Необходимость ежегодного получения аудиторского заключения Необходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, общественностью …
10 Задание учредителя Ч. 2 ст. 4 Закона «Об АУ»: Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью Ст. 6 БК РФ : Государственное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг П.1 ст БК РФ; ПП 182 от «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении АУ…» Государственное задание должно содержать: выписку из реестра расходных обязательств категории физических (юридических) лиц – потребителей услуг Показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг порядок оказания услуг предельные цены (тарифы) на оплату услуг или порядок их установления порядок контроля требования к отчетности
11 Новые формы финансирования государственных и муниципальных услуг Для бюджетных учреждений: ассигнования на выполнения задания учредителя на основе сметного финансирования Для автономных учреждений: Государственные контракты на выполнение работ и оказание услуг (по 94-ФЗ) Субсидий 4-х видов -на оказание услуг; -на содержание имущества и уплату налогов; -на развитие; -выравнивающая
12 Принципы финансирования Переход от управления затратами к управлению результатами Повышение эффективности бюджетных расходов Переход от содержания учреждений по смете к финансированию заданий учредителя, включая критерии и показатели оценки качества услуг Изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход
13 Динамика перевода в АУ бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации
14 Динамика перевода бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации в АУ
15 Сравнение субъектов Российской Федерации по числу переведенных и запланированных к переводу в АУ образовательных учреждений
16 Активность субъектов Российской Федерации в реализации закона «Об автономных учреждениях», количество переведенных и запланированных к переводу в АУ учреждений образования
17 Учреждения профессионального образования Рособразования, находящиеся в процессе перехода в автономные образовательные учреждения