1 Федотова Наталия Владимировна, ст. преподаватель кафедры теории и методики воспитания ОГБОУ ДПО Костромской областной институт развития образования
2 Внеурочная деятельность школьников понятие, объединяющее все виды деятельности школьников ( кроме учебной деятельности ), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации ; (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО) деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности
ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся Улучшить условия для развития ребенка Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ :
Инновационная площадка, инновационная деятельность, в том числе с учетом региональных особенностей Внеурочная деятельность Иные педагогические работники Учебный план образовательно го учреждения Дополнительное образование образовательно го учреждения Дополнительное образование УДОД, учреждений культуры и спорта Группы продленного дня Классное руководс тво Организационная модель внеурочной деятельности
Первая модель Вторая модель Модель «школы полного дня» Комплекс условий для успешной реализации процесса в течение всего дня, включая питание Третья модель Оптимизационная модель Минимизация финансовых расходов, создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении Четвертая модель Инновационно-образовательная модель Высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности Организационные модели внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Широкий выбор направлений детских объединений по интересам ребенка Привлечение квалифицированных специалистов
Вариативная модель взаимодействия общего и дополнительного образования 1) УДОД использует имеющуюся базу для осуществления образовательного процесса обучающихся из нескольких образовательных школ 2) Учащиеся общеобразовательного учреждения посещают кружки, секции УДОД 3) УДОД – организационно - методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования 7
Нормативно - правовые акты Закон Российской Федерации " Об образовании " ( в действующей редакции ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями ( утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений ( утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682); 8
Нормативно - правовые акты СанПиН " Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях " ( утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы " Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН " ( утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников ( утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). 9
Для организации внеурочной деятельности необходимо : Провести самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Выбрать направления и виды внеурочной деятельности для 1- х классов на 2011/2012 уч. год Разработать примерные программы внеурочной деятельности Провести опрос родителей по выбору направления и видов внеурочной деятельности Заключить договора о взаимодействии с УДО и культуры должностные инструкции учителей, педагогов дополнительного образования привести в соответствии требованиям ФГОС Создать рубрики на сайте ОУ по введению ФГОС Провести родительские собраний, педагогических советов, заседание МО посвященных подготовке к введению ФГОС Принять Программы : духовно - нравственного развития и воспитания учащихся на ступени НОО организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Примерный перечень локальных актов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО 1. Устав образовательного учреждения. 2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 3. Договор образовательного учреждения с учредителем. 4. Договор образовательного учреждения с родителями ( законными представителями ) обучающихся. 5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных ( в том числе детских и молодежных ) организаций ( объединений ). 6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения. 7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. 8. Положение о группе продленного дня (" школе полного дня "). 9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения. 11
Примерный перечень локальных актов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО 10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин ( модулей ). 11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. 13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например : 14. Положение об учебном кабинете. 15. Положение об информационно - библиотечном центре. 16. Положение о культурно - досуговом центре. 17. Положение о физкультурно - оздоровительном центре. 12
Письмо министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования » Приказ министерства образования и науки РФ от 22 мая 2011 года 2357 « О внесении изменений во ФГОС НОО » 13