Высшее государственное учебное заведение Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия» Кафедра детской терапевтической стоматологии с профилактикой стоматологических заболеваний Лекция на тему: Плановая санация полости рта – составная часть диспансерного обслуживания детского населения стоматологом Лектор профессор Каськова Л.Ф. Полтава 2010
Стоматология детского возраста как самостоятельный раздел клинической медицины формировалась параллельно развитию и усовершенствованию всех разделов стоматологии: терапевтической, хирургической, ортопедической. Этому в значительной степени способствовало большое внимание, которое уделяли вопросам детской стоматологии на всех одонтологических съездах, конференциях, совещаниях.
На I Всероссийском одонтологическом съезде (1923) среди представленных докладов следует отметить доклад П.Г. Дауге О профилактической борьбе с костоедой зубов среди детей школьного возраста, также доклад немецкого ученого, профессора Адольфа Конторовича О санации полости рта у детей, которые привлекли большое внимание и нашли большой отзыв выступающих в дебатах. Резолюция ІІ Всесоюзного одонтологического съезда (1925) предусматривала в первой своей части:... перспективный план государственной зубопомощи должен базироваться на трех основных проблемах, а именно: а) на широком профилактическом охватывании подрастающего поколения... с перенесением центра тяжести в область систематической санации ротовой полости подрастающего поколения... Съезд приветствует введение в целом ряду губерний и городов школьно-профилактических зубоамбулаторий, что проводят санацию ротовой полости. В дальнейшем съезд считает необходимым расширения профилактической базы как на возраст младенца, так и дошкольный, вовлекая в дело гигиены ротовой полости органы Охрандета и Охранмлада.
В работе ІІІ съезда (1928) опять слушались вопросы профилактики стоматологических заболеваний среди школьников. При этом более детальному обсуждению подлежали вопросы значения одонтогенных очагов инфекции в развитии очаговообусловленных состояний и заболеваний. Большую роль в создании и развитии детской стоматологии внесли П.Г. Дауге, М.И. Агапов, Т.И. Альбанска, А.И. Евдокимов, Я.Е. Шапиро, В.Н. Петрова-Горелова, Т.Е. Папернова, И.О. Новик, Л.В. Ильина-Маркосян, В.Ф. Рудько и другие. Больше половины докладов ІV съезда стоматологов (1962) также была посвящена вопросам планового лечения зубов у детей, эффективности новых биологических методов в соматологии детского возраста. Центральное положение на ІV съезде занял доклад член- кор. АМН СССР проф. А.И.Евдокимова Плановая стоматологическая санация (диспансеризация) детского и взрослого населения.
Диспансеризация – это метод медико-санитарного обеспечения населения, которое включает в себя комплекс оздоровительных, социально гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья детей, включает: ежегодные медицинские осмотры определение оценки состояния здоровья с целью выявления лиц, которые имеют факторы риска, которые ведут к развитию заболевания выявление заболевания на ранних стадиях постоянное динамическое наблюдение профилактическое лечение ежегодный анализ состояния, перевода больных лиц из одной группы в другую, или снятие с учета.
Термин Санация происходит от латинского слова – исцеление, оздоровление. Санация – это часть диспансеризации. Санация – 1) полная, 2) частичная Под полной санацией понимают проведение всех этих мероприятий в комплексе. Под частичной понимают терапевтическую, хирургическую, ортопедическую санацию, то есть каждую отдельно. У детей санация ротовой полости не предусматривает законченного ортодонтического лечения, потому что последнее может продолжаться до 2,5 лет и за это время санацию ротовой полости ребенку приходится повторять от 2 до 8 раз. Санация – плановая, за обращением.
Лимберг (1900) – впервые выразил мнение об оздоровлении ротовой полости у школьников, предлагая лечить всю стоматологическую патологию, которая имеется у ребенка. Дауге (1922) – разработал методику санации, предложил лечить только постоянные зубы у школьников. Агапов – учебник Клиническая стоматология детского возраста в 1932 г. Предложил санировать детей в 6 лет – 6, V, ІІІ зубы. 8 лет – 6, V, ІІІ зубы (ІV – по обстоятельствам) 9 лет – 6, V, ІІІ зубы. 10 лет – 6 зубы, молочные зубы удалять
Новик предложил санировать полностью школьников, дошкольников, лечить молочные и постоянные зубы, исправлять прикус, предложил термин плановая санация – это комплекс лечебных вмешательств в общей системе профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и комплексное действие на организм ребенка (стоматолог вместе с педиатром). Определил количество осмотров на год.
Задачи плановой санации: лечение дефектов тканей зуба другой этиологии пломбированием лечение дефектов тканей зуба другой этиологии пломбированием борьба с кариесом и его осложнениями борьба с кариесом и его осложнениями оздоровление слизистой оздоровление слизистой оздоровление пародонта оздоровление пародонта лечение деформаций прикуса, протезирование лечение деформаций прикуса, протезирование удаление разрушенных зубов и корней не подлежащих консервативному лечению удаление разрушенных зубов и корней не подлежащих консервативному лечению удаление зубного камня. удаление зубного камня.
Санированным считается ребенок, у которого запломбированы все зубы, удалены все корни и зубы, которые не подлежат лечению, ликвидированы воспалительные заболевания слизистой и пародонта и вылечены или намечены пути лечения прикуса, ликвидированы факторы риска (налет, карманы, уздечки и так далее).
При организации плановой санации необходимы: Четкий учет числа детей. Связь с руководством школ и детских садиков, школьными врачами. Разработка календарного плана работы. Разработка материалов учета санации (учет с анализом материала).
Формы санации (по Колесову – это методы) Централизованная с использованием стационарной аппаратуры для диагностики и лечения заболеваний. Децентрализованная – врач работает в школе или в детском садике, проводится только терапевтическое лечение. Смешанная – предоставляется помощь в полном объеме
Методы санации Метод по степени активности кариеса ВООЗ 1963 р Метод по степени активности кариеса ВООЗ 1963 р Р (распространенность) – показывает частоту кариесу Р = количество лиц, которые имеют кариес (КПУ/кп) х 100 % п (число осмотренных) п (число осмотренных)
І (интенсивность) – позволяет определить степень активности кариеса, характеризует степень поражения зубов кариесом (может учитывать количество пораженных зубов или количество полостей). І = сумма индексов КПУ+кп зуб (или КПУ+кп пол) у обследуемых детей n (число обследуемых, которые имеют кариес) n (число обследуемых, которые имеют кариес) КПУ+кп зуб - сумма кариозных, пломбированных и удаленных молочных и постоянных зубов КПУ+кп пол - сумма кариозных, пломбированных полостей молочных и постоянных зубов и удаленных постоянных зубов К – кариозные постоянные зубы П – пломбированные постоянные зубы У – удалены постоянные зубы в результате осложнений кариеса к – кариозные молочные зубы п – пломбированные молочные зубы
Постоянные зубыВременные зубы Пломба Кариес Удаленный КПУ зуб = = 6 КПУ пол = 5+2+1=8 кп зуб = 5+1= 6 кп пол = 5+2=7
Изучение основных показателей кариеса у детей в разные вековые периоды и эффективности плановой санации разрешено сформулировать новый подход к вопросу решения о кратности санации полости рта. За основу был принят признак интенсивности и ежегодный прирост интенсивности (заболеваемости) кариеса. Ориентируясь на эти показатели, было предложено рассматривать и санировать здоровых детей и детей, которые имеют компенсированную форму кариеса 1 раз в год, детей с субкомпенсированной формой кариеса – 2 разы, а с декомпенсированной формой – 3 раза в год (Т.Ф. Виноградова, Г.А. Блехер, 1973). Медицинский эффект этого внедрения совпал с экономическим. Значительно уменьшилось число осложненных форм кариеса, число зубов, которые подлежат удалению и удаленных, при сокращенной на 26 % количества посещений для осмотра более здоровых детей.
По Виноградовой выделяют 3 степени активности кариеса: I (компенсированная), ІІ (субкомпенсированная), ІІІ (декомпенсированная) 1 раз в году I степень активности – компенсированная М Мср – Первой степенью активности кариеса считается такое состояние, когда индекс КПУ, кп или КПУ+кп (в период сменного прикуса) не превышает показатели средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные стадии кариеса, обнаруженные специальными методами. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс при обработке имеет тенденцию к ограничению. Ребенок относится к I и ІІ группам здоровья (не имеет хронических заболеваний) или имеет компенсированное состояние хронического заболевания (ІІІ группа здоровья).
2 раза в год ІІ степень М Мср + 3δ Второй степенью активности кариеса считается такое состояние, когда интенсивность кариеса по индексам КПУ, кп, КПУ + кп больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы (то есть ровная сумме среднего значения КПУ, кп, КПУ + кп и три оптимальных отклонений т.о. М + 3 δ, где δ = Vмах - Vмин, к = 6,5 к При оптимальном проявлении клинических признаков кариеса, кариозные полости локализуются в типичных зонах, края эмали закруглены, дентин в меру пигментированный, кариозный процесс в зубе развивается с тенденцией к ограничению патологических изменений. Отсутствуют симптомы начального кариеса пришеечной области и области иммунных зон, гигиенический индекс менее 2 по Федорову – Володкиной.
Третьей ступенью активности кариеса М >Мср + 3 δ считается такое состояние, при котором показатель КПУ, кп или КПУ + кп превышают максимальный показатель М + 3 δ или при меньшем значении КПУ определяются множественные меловидные пятна: клиническое развитие кариеса с большим количеством светлого влажного дентина, с хрупкими острыми краями эмали, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению и так далее % охваченных плановой санацией = число санированных в настоящий момент – число здоровых детей + число раньше санированных число детей (по списку утвержденному РОНО) 100 % санации не существует.
Стоматологическая санация – оздоровление организма ребенка путем излечения всех патологических процессов полости рта, сочетаемое с профилактическими мероприятиями. Выделяют три формы проведения стоматологической санации: Индивидуальная стоматологическая санация по обращаемости – выявление и полное излечение всех болезней зубов и полости рта в каждого больного, который самостоятельно обратился в стоматологическое лечебное учреждение. Организованная разовая или периодическая санация – выявление и полное излечение стоматологических заболеваний в ограниченных контингентов населения (дети, отдыхающие на летних дачах детских садов или в летних лагерях, находящиеся в санатории или в лечебных стационарах). Эти две формы являются обязательным видом лечебной стоматологической помощи. Плановая лечебно-профилактическая стоматологическая санация детского населения – сохранение зубов и предупреждение развития одонтогенных патологических процессов и полного их излечения.
Профилактическая стоматологическая санация должна быть плановой, последовательной, систематической и полной (В.Ф. Рудько). Санация проводится в определенной последовательности по заранее составленному плана.
Под систематической санацией понимают регулярное проведение осмотров и санации полости рта через строго определенные промежутки времени. Плановая санация должна быть полной. Эффективность плановой санации рекомендуется оценивать по снижению числа лиц нуждающихся в лечении при каждом осмотре уменьшению выпавших пломб уменьшению рецидивов кариеса и обширных кариозных полостей снижение числа депульпированных и удаленных зубов на 1000 обследованных.
Заболеваемость (прирост интенсивности кариеса) определяется как среднее количество зубов, в которых появились кариозные полости за определенный срок, например за год, в расчете на одного ребенка, имеющего кариес. Нуждаемость – показатель, обозначающий процент детей, нуждающихся в стоматологической помощи вот общего числа обследованных Нуждаемость в лечении кариесом = число детей имеющих не запломбированные кариозные зубы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!