Мастер-класс Грамотность чтения: динамика формирования метапредметного результата. Часть 1 Князева Наталья Владимировна Живина Оксана Викторовна – учителя русского языка и литературы МБОУ «ОУ «Красноярская университетская гимназия 1 - Универс»
Определение понятия «Грамотность чтения» - термин, введенный международной программой PISA (Programme for International Student Assessment) для диагностики чтения как важнейшего коммуникативного умения. Под «Грамотностью чтения» подразумевается «способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» (Международная программа PISA – М.: Центр оценки качества образования ИОСО РАО, 2003, с. 8).
Результаты ГЧ PISA Российская Федерация 2000 год – место из 32 стран год – место из 40 стран год – 39 место из 57 стран год – 43 место из 65 стран. Впереди: Китай, Республика Корея, Финляндия, Канада и др. Позади: Таиланд, Бразилия, Мексика, Индонезия, Тунис и др.
Результаты ГЧ PISA Некоторые выводы: К 9-10 классу читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов Каждый третий пятнадцатилетний подросток при чтении текста учебника имеет серьезные проблемы понимания, которые он не в силах преодолеть самостоятельно (По материалам анализа исследований PISA)
Дефициты учащихся Не умеют внимательно читать текст Не умеют работать с разрозненной информацией Не умеют работать со справочным материалом Не привыкли перечитывать текст с целью поиска необходимой информации При ответе на вопрос выбирают информацию «случайно» Не умеют предъявлять ответ в заданной форме Не умеют давать полный ответ Недостаточны фоновые знания Не умеют читать текст задания Подменяют объяснение пересказом Не умеют отбирать самую существенную информацию для аргументации Не обращаются к тексту, подменяя аргументацию фоновыми знаниями
Диагностика ГЧ. Уровни работы с информацией Уровень 1 – ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить ее без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации. Уровень 2 – ученик умеет находить в текстах неявную (скрытую) информацию и предъявлять ее в адекватной форме.
Диагностика ГЧ. Уровни работы с информацией Уровень 3 – ученик умеет интерпретировать найденную информацию на основе сопоставления и обобщения, выявлять авторскую точку зрения. Уровень 4 – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснения новой ситуации, для прогнозирования.
Диагностика ГЧ. Характеристика текстов По формату: составные и несоставные тексты, тексты со сносками и справочным материалом; сплошные и несплошные тексты (с включением таблиц, графиков, диаграмм и т.д.) По принадлежности к сфере речи: художественные, публицистические, деловые и т.д. По типу: описание, повествование, рассуждение По назначению: для личных целей, для общественных целей, учебные и т.д.
Библиография Международная программа PISA – М.: Центр оценки качества образования ИОСО РАО, 2003, с. 8. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA – М.: «Логос», Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследований PISA)//Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск 4, Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. – М.: РАО, 2010.