ФАУСТОВСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА « МАСТЕР И МАРГАРИТА » Автор : Белобородко Алина, МАОУ « Артинский лицей »
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ : Определение и раскрытие многообразных и сложных внешних и внутренних взаимосвязей между романом «Мастер и Маргарита» и трагедией «Фауст» с одной стороны, и открытие новых смыслов, заложенных в том и другом произведении.
ЗАДАЧИ : Выяснить историю создания произведений ; Сравнить историческую основу произведений, образы Воланда и Мефистофеля, Мастера и Фауста, Маргариты и Гретхен ; Доказать связь мотивов, образов, сюжетов, смыслов ; Проследить эволюцию, новизну мотивов, образов, сюжетов, смыслов ; Создать буклет с рекомендациями для будущих выпускников с алгоритмом сравнения художественных произведений.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : Изучение художественной и научно - критической литературы ; Сбор сведений о главных героях романа и трагедии ; Переработка, анализ и систематизация полученной информации.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОИЗВЕДЕНИЙ Трагедия « Фауст » ГЕРМАНИЯ, КОНЕЦ 18 ВЕКА – НАЧАЛО 19. Переход феодализма к капитализму ; Идейное течение – Просвещение ; Литература – центр национальной жизни ; Осуждение классицизма ; Мыслящий рассудок – мерило всего существующего.
Роман « Мастер и Маргарита » СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, НАЧАЛО 20 ВЕКА Новые научные открытия ; Жизнь человека полностью зависима от обстоятельств ; Переоценка принципов понимания истории ; Полное отрицание религии.
ВЫВОД : Отказ от Бога и религии ; Подчинение разуму ; Культ чувственных наслаждений ; Вера в безграничные возможности человека.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Роман « Мастер и Маргарита » Булгаков писал в общей сложности 10 лет ; Первая рукопись была уничтожена автором 18 марта 1930 г ; Роман « Мастер и Маргарита » при жизни автора не публиковался ; Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений.
Трагедию « Фауст » Гете создавал около 70 лет ; Автор надолго оставлял работу, а потом, изменившись внутренне, вновь входил в состояние, которое соответствовало духу произведения ; При жизни Гете произведение не было опубликовано.
ВЫВОД : Общая философская проблематика : В чём смысл жизни ? Что такое человек ? Каково его истинное предназначение ? Как Зло и Добро может изменить человека ? Как выбрать правильный путь ?
ФАУСТ И МАСТЕР Фауст – символ человечества, ищущего истину ; Герой Гете не удовлетворён тем, что преподносит наука и религия ; На сделку с Мефистофелем Фауст идёт из - за чувства ответственности перед людьми ; Он бескорыстен, отзывчив и чувствителен.
Мастер человек талантливый, но крайне непрактичный и наивный ; Он не создан для жестокой борьбы, на которую его обрекает общество ; Крах всех его надежд сломал Мастера.
Перед нами два мастера, которые стремились к истине и вдохновению. С другой стороны, они устали от этой жизни, их ничего не радуют. Но Гете проводит своего героя, через все испытания, и Фауст познаёт истинную цель жизни, поэтому он попадает в рай. Мастер же оказался слабее Фауста. Он не смог бороться за своё счастье, и поэтому он не заслужил рая, а обрёл покой.
ГРЕТХЕН И МАРГАРИТА Гретхен простая, наивная, обаятельная девушка. Несмотря на любовь к Фаусту, она не может вырваться из - под власти религиозных предрассудков. Гретхен отталкивает мысль о спасении, она готова понести наказание. В финале трагедии она попадает на небеса.
Маргарита – личность незаурядная, богатая эмоциями, с непредсказуемым поведением ; Смысл её жизни – в Мастере и его романе ; Ради любимого Маргарита сознательно жертвует своей душой, и поэтому не попадает в Рай.
Гретхен – кроткая женщина. Вера в Бога, страх о наказании еще живут в её душе. Она попадает в ад, несмотря на грех детоубийства. Отказавшись от сделки с дьяволом, Гретхен спасла свою душу ценой жизни. Маргарита – идеал вечной, непреходящей любви. Сила её чувств бесконечно велика. Она добровольно идёт на сделку с Воландом, но не попадает в ад, потому что ценой собственной гибели, героиня купила спасение другому человеку.
МЕФИСТОФЕЛЬ И ВОЛАНД Мефистофель не верит ни в добро ни во зло ; Он презирает человека и смеётся над ним ; Но в то же время, Мефистофель ведёт себя просто и естественно ; Он отличный собеседник, умный оппонент в споре.
Воланд очень умён и мудр ; Он не сеет беспорядочно зло, а лишь наказывает тех, кто заслужил наказание ; Чёрный маг признаёт истинные ценности ( любовь, раскаяние, ); В романе Воланд осуществляет мотив возмездия.
Мефистофель очень похож на Воланда. Даже имя « Воланд » упоминается в трагедии, как одно из имен Дьявола. Но Мефистофель является воплощением демона - скептика, он отрицает все нравственные ценности. У Булгакова же, Воланда играет роль судьи, наказывает, свершает правосудие, каждому воздает по вере его.
Заключение Таким образом, на всём протяжении Булгаковского произведения прошла заметной линией фаустовская тематика. Мастер, как и Фауст, рвётся к от пошлой обыденности к заветной цели. Маргарита и Гретхен всецело отдают себя своим возлюбленным, а злые силы искушают глупого Человека. Но роман Михаил Булгаков пошатнул укоренившиеся представления человека о том, что хорошо, а что плохо. Он доказал, что не может быть добра без зла и света без тьмы.
Спасибо за внимание!