ФАУСТОВСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА « МАСТЕР И МАРГАРИТА » Автор : Белобородко Алина, МАОУ « Артинский лицей »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Афанасьевич Булгаков Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, - поймёшь, где тьма. Пускай же всё пройдёт неспешно,
Advertisements

У каждого внимательного читателя свой Булгаков… Автор: О. С. Титаренко, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
И.В.Гёте «Фауст» Борьба Добра и Зла в трагедии «Фауст». Выполнила Школина Т.Н. Учитель МБОУ Лопатинской ООШ.
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Тема выбора и нравственной ответственности человека за свой выбор.
Автор: Шилина Елена Викторовна МКОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа»
Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.
Проект по Литературе Авторы: Матвеева А.А Тряпицина С.С.
Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
« Он не заслужил света, а заслужил покой». Почему Мастер Почему Мастер не заслужил света, не заслужил света, а заслужил покой? «Не надо задаваться большими.
Иоганн Вольфганг Гёте работал над «Фаустом» на протяжении шестидесяти лет. Замысел трагедии созрел у немецкого писателя в 1774 году, а окончена она была.
Раскрыть образы «нечистой силы» Раскрыть образы «нечистой силы» Дать характеристику героям Дать характеристику героям Определить роль «нечистой силы»
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
По изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнила: Учитель русского языка и литературы Кирей Светлана Александровна МОУ «СОШ 8»
Зарубежная литература 18 века. Просвещение. О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…
« Проблема свободы в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание ».
Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.
Размышляем над романом Михаила Афанасьевича Булгакова « Мастер и Маргарита »
Транксрипт:

ФАУСТОВСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА « МАСТЕР И МАРГАРИТА » Автор : Белобородко Алина, МАОУ « Артинский лицей »

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ : Определение и раскрытие многообразных и сложных внешних и внутренних взаимосвязей между романом «Мастер и Маргарита» и трагедией «Фауст» с одной стороны, и открытие новых смыслов, заложенных в том и другом произведении.

ЗАДАЧИ : Выяснить историю создания произведений ; Сравнить историческую основу произведений, образы Воланда и Мефистофеля, Мастера и Фауста, Маргариты и Гретхен ; Доказать связь мотивов, образов, сюжетов, смыслов ; Проследить эволюцию, новизну мотивов, образов, сюжетов, смыслов ; Создать буклет с рекомендациями для будущих выпускников с алгоритмом сравнения художественных произведений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : Изучение художественной и научно - критической литературы ; Сбор сведений о главных героях романа и трагедии ; Переработка, анализ и систематизация полученной информации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОИЗВЕДЕНИЙ Трагедия « Фауст » ГЕРМАНИЯ, КОНЕЦ 18 ВЕКА – НАЧАЛО 19. Переход феодализма к капитализму ; Идейное течение – Просвещение ; Литература – центр национальной жизни ; Осуждение классицизма ; Мыслящий рассудок – мерило всего существующего.

Роман « Мастер и Маргарита » СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, НАЧАЛО 20 ВЕКА Новые научные открытия ; Жизнь человека полностью зависима от обстоятельств ; Переоценка принципов понимания истории ; Полное отрицание религии.

ВЫВОД : Отказ от Бога и религии ; Подчинение разуму ; Культ чувственных наслаждений ; Вера в безграничные возможности человека.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Роман « Мастер и Маргарита » Булгаков писал в общей сложности 10 лет ; Первая рукопись была уничтожена автором 18 марта 1930 г ; Роман « Мастер и Маргарита » при жизни автора не публиковался ; Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений.

Трагедию « Фауст » Гете создавал около 70 лет ; Автор надолго оставлял работу, а потом, изменившись внутренне, вновь входил в состояние, которое соответствовало духу произведения ; При жизни Гете произведение не было опубликовано.

ВЫВОД : Общая философская проблематика : В чём смысл жизни ? Что такое человек ? Каково его истинное предназначение ? Как Зло и Добро может изменить человека ? Как выбрать правильный путь ?

ФАУСТ И МАСТЕР Фауст – символ человечества, ищущего истину ; Герой Гете не удовлетворён тем, что преподносит наука и религия ; На сделку с Мефистофелем Фауст идёт из - за чувства ответственности перед людьми ; Он бескорыстен, отзывчив и чувствителен.

Мастер человек талантливый, но крайне непрактичный и наивный ; Он не создан для жестокой борьбы, на которую его обрекает общество ; Крах всех его надежд сломал Мастера.

Перед нами два мастера, которые стремились к истине и вдохновению. С другой стороны, они устали от этой жизни, их ничего не радуют. Но Гете проводит своего героя, через все испытания, и Фауст познаёт истинную цель жизни, поэтому он попадает в рай. Мастер же оказался слабее Фауста. Он не смог бороться за своё счастье, и поэтому он не заслужил рая, а обрёл покой.

ГРЕТХЕН И МАРГАРИТА Гретхен простая, наивная, обаятельная девушка. Несмотря на любовь к Фаусту, она не может вырваться из - под власти религиозных предрассудков. Гретхен отталкивает мысль о спасении, она готова понести наказание. В финале трагедии она попадает на небеса.

Маргарита – личность незаурядная, богатая эмоциями, с непредсказуемым поведением ; Смысл её жизни – в Мастере и его романе ; Ради любимого Маргарита сознательно жертвует своей душой, и поэтому не попадает в Рай.

Гретхен – кроткая женщина. Вера в Бога, страх о наказании еще живут в её душе. Она попадает в ад, несмотря на грех детоубийства. Отказавшись от сделки с дьяволом, Гретхен спасла свою душу ценой жизни. Маргарита – идеал вечной, непреходящей любви. Сила её чувств бесконечно велика. Она добровольно идёт на сделку с Воландом, но не попадает в ад, потому что ценой собственной гибели, героиня купила спасение другому человеку.

МЕФИСТОФЕЛЬ И ВОЛАНД Мефистофель не верит ни в добро ни во зло ; Он презирает человека и смеётся над ним ; Но в то же время, Мефистофель ведёт себя просто и естественно ; Он отличный собеседник, умный оппонент в споре.

Воланд очень умён и мудр ; Он не сеет беспорядочно зло, а лишь наказывает тех, кто заслужил наказание ; Чёрный маг признаёт истинные ценности ( любовь, раскаяние, ); В романе Воланд осуществляет мотив возмездия.

Мефистофель очень похож на Воланда. Даже имя « Воланд » упоминается в трагедии, как одно из имен Дьявола. Но Мефистофель является воплощением демона - скептика, он отрицает все нравственные ценности. У Булгакова же, Воланда играет роль судьи, наказывает, свершает правосудие, каждому воздает по вере его.

Заключение Таким образом, на всём протяжении Булгаковского произведения прошла заметной линией фаустовская тематика. Мастер, как и Фауст, рвётся к от пошлой обыденности к заветной цели. Маргарита и Гретхен всецело отдают себя своим возлюбленным, а злые силы искушают глупого Человека. Но роман Михаил Булгаков пошатнул укоренившиеся представления человека о том, что хорошо, а что плохо. Он доказал, что не может быть добра без зла и света без тьмы.

Спасибо за внимание!