Ткацкий стан Подготовка льняной пряжи Домашнее ткачество Закладное ткачество Набойка Крашение тканей На Руси ручное узорное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочные и красочные. Ткачество Наиболее известным, прославленным центром рязанского ручного узорного ткачества во второй половине XIX и первой половине ХХ вв. был г. Сапожок и прилегающие к нему деревни. Основной техникой этого региона является закладное ткачество. Сапожковский орнамент, сохранивший в своем образном строе многие черты, сложившиеся еще у древнеславянских народов, состоит из крупных гребенчатых фигур, гребенчатых ромбов, расположенных горизонтальными полосами и сопровождаемых той или иной группировкой мелких узорчатых каемок. В XIX в. такой орнамент украшал рукава и подолы женских рубах, края высоких передников- запонов. Самой декоративной частью рязанской одежды был белый шерстяной шушпан – верхняя женская распашная одежда с длинными рукавами. Рукава и подол шушпана украшали широкие красочные каймы, где ярко-белые, синие, зеленые гребенчатые формы и ромбы вырисовывались на темно-коричневом или на киноварно-красном фоне.
Каково полотно, такова и строчка Ткацкий стан, или кросно, который использовали русские крестьяне, был довольно сложной конструкции. Его основу составляли две деревянные рамы – станины, расположенные параллельно на некотором расстоянии друг от друга. К станинам крепились два навоя, набелки с бердом и ниты с подножками. Два навоя (деревянные валики) скрепляли станины друг с другом. Кроме того, на один из них, задний, крепилась пряжа, а на другой, передний, наматывалась получаемая ткань. Ниты или ремизки представляли собой две параллельные палочки с петлями, причем нити от верхней палочки соединялись петлями с нитями нижней. Они прикреплялись к станине и веревкой соединялись с подножкой – педалью, на которую нажимала ткачиха. Как правило, на станке были два нита и две педали. Ткачиха сначала нажимала на одну подножку, и соединенный с ней нит шел вниз вместе с рядом нитей основы. Через образовавшийся между нитями зазор – "зев" – ткачиха пропускала челнок с уточной нитью. Затем она Ткацкий стан На Руси ручное узорное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочные и красочные. Ткачество нажимала на другую подножку, и вниз опускался второй нит с другим рядом нитей, а первый нит поднимался наверх. Опять между рядами нитей через "зев" пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом, чтобы плотнее прижать их друг к другу и сделать полотно более прочным. Бердо представляло собой ряд тонких тросточек, в которые пропускали нити основы при заправке станка. Бердо помещали в набелки (деревянную раму) и подвешивали на планку к верхней части станины. Таким образом, ткань на ткацком станке образовывалась в результате переплетения нитей основы с нитями утка. Так ткали простое полотно, однако стан мог иметь большее число нитов, и тогда на полотне можно было получить узоры. В России пользовались в основном горизонтальными станками, однако в южных губерниях иногда использовали вертикальные станки.
Подготовка льняной пряжи Чтобы подготовить нитки для заправки в ткацкий станок, их делили на две группы и располагали параллельно с помощью специального приспособления "сновалки". Самой простой была сновалка в виде рамы, размером 2–3,5 х 1,3 метра. В ее боковые планки вбивались колышки, и один колышек вбивался в нижнюю горизонтальную планку. Работать на рамочной сновалке было очень утомительно, т.к. ткачихе нужно было непрерывно переходить от одного колышка к другому, проходя расстояние почти в 16 км, чтобы намотать 38 м основы. Если сновалка была вертящаяся, это сильно облегчало работу. Такая сновалка состояла из двух рам, перпендикулярно вставленных одна в другую и вращающихся на оси. При вращении сновалки нити описывали восьмерку, разделяясь на верхнюю и нижнюю нити основы. Во время снования ткачиха держала нить в левой руке, а правой вращала сновальню и следила за тем, чтобы нити ложились спирально правильными рядами. Каково полотно, такова и строчка На Руси ручное узорное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочные и красочные. Ткачество
Домашнее ткачество На Руси ткацкий станок присутствовал практически в каждом крестьянском хозяйстве, и каждая женщина должна была быть хорошей ткачихой. Мастерству ткачества девочек начинали обучать приблизительно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была сама наткать себе приданое. На станке работали в основном зимой и весной до начала посевных работ. С процессом получения ткани связано много обрядов и таинств. В древности покровительницей ткачества была богиня Макошь ("Мать жребия"), которая подобно греческим паркам пряла нити человеческих судеб. В христианской традиции ее заменила Параскева-Пятница. Процесс создания тканей у народа ассоциировался с актом сотворения мира и символизировал жизненный путь и судьбу человека. Начало процесса соотносилось с рождением, а окончание – со смертью. Верили, например, что ткачеством можно отвести мор, болезни, засуху, большую беду от всей деревни, для этого всем женщинам нужно было соткать новое полотно, пройдя весь процесс подготовки льна и ниток от начала до конца. Полотно как символ долгой жизни дарили новорожденному, невесте, свекрови, новым полотном покрывали гроб. Части ткацкого станка: бедро, нит, мялка, воротило – использовались как обереги от нечистой силы. Каково полотно, такова и строчка На Руси ручное узорное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочные и красочные. Ткачество
Закладное ткачество Закладное ткачество считается одним из самых древних и трудоемких. Ткань получается двусторонней, одинаковой с обеих сторон, гладкой; каждый участок одного цвета при исполнении строго ограничен по счету нитей, и между соседними цветами при закладном тканье получаются небольшие узкие вертикальные просветы-зазоры, контур рисунка часто имеет уступы. Таким образом исполняются, например, паласные (гладкие) ковры. Закладное ткачество по большей части многоцветное, красочное. Основа обычно берется льняная или конопляная, а уток – шерстяной или хлопчатобумажный, реже шелковый. Применялась эта техника преимущественно в южных и центральных районах России. Каково полотно, такова и строчка На Руси ручное узорное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочные и красочные. Ткачество
Набойка Набойка – это узорчатое раскрашивание тканей, которое осуществлялось при помощи резных деревянных досок – манер. Украшение ткани способом набивки известно на Руси с Х века. В XVIII в. набойка была вытеснена из городского обихода и в течение XIX в. продолжала бытовать только в деревне. Набивка рисунка выполнялась в специальных мастерских или на базарах. Узор на ткань наносился при помощи больших или маленьких "манер" – набоечных досок, рисунок на них состоял из металлических частей. Наносился узор с маленьких досок двумя способами: вытравкой и резерважем. При вытравке на выкрашенный Каково полотно, такова и строчка На Руси ручное узорное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочные и красочные. Ткачество холст, разложенный на столе, прикладывали манеру, намазанную специальным составом, рисунок вытравливался, и получался белый узор на цветном фоне. При резерваже специальным составом на белый холст наносился узор, который при окрашивании не воспринимал краску. Во второй половине XIX в. крупные и мелкие мастерские по окраске были распространены повсеместно. Мастеров называли синельщиками, так как самым распространенным цветом, в который окрашивали ткань, был синий или кубовый.
Крашение тканей Для получения цветной ткани использовали натуральные природные красители. Дубовой корой, шелухой лука или грецким орехом ткань красили в коричневые цвета, кора крушины и ольхи и черные ягоды бузины давали красный цвет, стебли молочая, листья крапивы – зеленый, васильки, иван-да-марья, спорыш – синий, а листья клена – черный. Как правило, готовую ткань не красили, а окрашивали нитки или пряжу путем кипячения в отварах этих растений. Для закрепления цвета пользовались капустным рассолом, кислой сывороткой, настоем золы или мочой животных. Каково полотно, такова и строчка На Руси ручное узорное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочные и красочные. Ткачество