Учитель-логопед ЕГОРОВА Марина Викторовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
включает осознание трех видов информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальная информация текста это информация о фактах, событиях, явлениях, последовательности событий, их участниках, времени и месте действия; Подтекстовая информация не выражена словами, она только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл. Концептуальная информация это выражение мировоззрения автора, основной мысли, идеи произведения. Этот вид информации раскрывает замысел писателя. Концептуальная информация предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется. Концепт (выражение мировоззрения автора, основной мысли, идеи произведения) - это главное, что должен осознать читатель. по И.Р.Гальперину
определение уровня сформированности основных навыков чтения (темп, выразительность, правильность, умение работать с текстом) определение уровня понимания текста с дифференциацией по видам информации (фактуальной, подтекстовой, концептуальной) выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; подготовка и проведение консультаций для родителей по результатам обследования профилактика проблем в дальнейшем обучении
Волшебная снежинка Волшебная снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний листок. - Хочешь, я стану листом?- спросила у веточки снежинка. Но веточка уже спала и ничего не ответила. Тогда снежинка полетела вниз и села на стебель цветка. - Хочешь, я стану цветком? – спросила волшебная снежинка у стебелька. Но стебелёк уже спал и ничего не ответил. Тогда снежинка полетела к пруду, собираясь стать золотой рыбкой, но пруд тоже спал, скованный льдом… Так летала снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать подснежником… И красиво, и разрешения ни у кого спрашивать не нужно. Текст Бланк теста Ксерокс
ответ на 1-ый вопрос – понимание фактуальной информации ответ на 2-ой вопрос – понимание подтекстовой информации; ответ на 3-ий вопрос – понимание дифференциации именных и глагольных групп слов ответ на 4-ый вопрос – понимание письменной обращённой речи 5-ый вопрос–задание, направленное на выделение концепта текста. Ответ позволяет судить о понимании смысла текста Бланк теста
Правильный ответ– 2 балла Неполный ответ – 1 балл Неправильный ответ – 0 баллов 1-3 балла – низкий уровень 4-6 баллов– средний уровень 7-8 баллов – хороший уровень 9-10 баллов – высокий уровень Хороший уровень – ребенок может самостоятельно успешно учиться в школе. Высокий уровень – необходимость индивидуальных усиленных нагрузок для ребенка. Обучение без напряжения будет снижать темпы развития ребенка. Низкий и средний уровни – неумение работать с текстом, непонимание его ребёнком. В этом случае требуются объединенные усилия логопедов, родителей и учителей для оказания помощи таким детям. Бланк теста
относится к экспресс-тестам (время обследования одного ребёнка 5 минут, целого класса 1.5 часа) имеет систему балльной оценки (от 1 до 10 баллов) определяет уровни понимания текста (низкий, средний, хороший, высокий) проста в обработке в отличии от существующих:
Сравнение результатов тестирования учащихся 2-х и 3-их классов показывает, что вырос уровень понимания фактуальной и подтекстовой информации, а уровень понимания концептуальной информации снизился. В течение третьего года обучения дети научились лучше запоминать, анализировать информацию, но делать вывод, определять идею текста стали даже хуже по сравнению с предыдущим годом.
Работа над пониманием текста должна обязательно продолжаться дома вместе с родителями. Рекомендуемые направления совместной с ребенком работы выдаются на консультации по результатам диагностики детей. 1.Работа на уровне слова. 2. Работа на уровне предложения. 3. Работа над связной речью.