Виртуальные мультимедийные урокикак основа интеграции полиэтнической аудитории на уроках русского языка Виртуальные мультимедийные уроки как основа интеграции полиэтнической аудитории на уроках русского языка Автор: Руденко-Моргун О.И.
Один их главных вопросов методики: как объединить полиэтнический коллектив учащихся?
Задача интеграции решается с помощью новых жанров электронных средств обучения, позволяющих учителю организовать коллективное обсуждение поставленной проблемы и обладающих высокой степенью наглядности и интерактивности.
Виртуальный урок - один из новых жанров учебных средств - СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЛАВНЫХ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
СИСТЕМА ВИРТУАЛЬНЫХ УРОКОВ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ 3 АВТОРСКИХ КОМПЛЕКСОВ: «1С: Школа. Морфология. Орфография. 5-6 классы» (М.: 1С, 2006) «1С:Школа. Академия речевого этикета» (М., 1С, 2007) «1С:Школа. Русский язык, 5–6 кл. Морфемика. Словообразование» (М., 1С, 2011) Где купить?
Можно заказать и купить на сайте фирмы «1С» Образовате льные комплексы В магазинах, где продаются мультмедиа образовательные комплексы «1С»
«ВИРТУАЛЬНЫЙ УРОК» КАК НОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО Виртуальный класс (урок) – это мультимедийный интерактивный автономный ресурс сложной структуры, представляющий собой имитацию фрагмента учебного процесса на основе мультипликации или видео. Специфика: полностью раскрывает учебную тему или ее законченную смысловую часть; использует педагогических агентов, например, виртуальных учеников и учителя; имеет сюжетную организацию, в основе которой лежит проблемный вопрос.
Проблемный вопрос:
ВИРТУАЛЬНЫЙ УРОК - КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ: мультимедиа урок (озвученная флеш- презентация); конспект (краткая запись содержания урока); лекция (стенограмма урока); для справки (гипертекстовый словарик терминов, встречающихся в уроке).
ВИРТУАЛЬНЫЙ УРОК - КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Кнопки переключения режимов урока: Включен режим «урок»
ВИРТУАЛЬНЫЙ УРОК - КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Кнопки переключения режимов урока: Включен режим «конспект»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ В левой части виртуальной доски виртуальный класс: Андрей Иванович Лиза Вася Анфиса Учитель «ведёт» урок: объясняет новый материал, задает вопросы классу, дает задания ученику-пользователю и комментирует результаты их выполнения, отвечает на вопросы виртуальных учеников. Виртуальные ученики задают вопросы учителю и отвечают на его вопросы. Пользователь в виртуальном классе не только слушатель и наблюдатель, но и активный ученик: он выполняет задания, оценивает ответы учеников.
ВИРТУАЛЬНЫЙ УРОК: ТИПЫ УРОКОВ По способу взаимодействия с пользователем уроки делятся на два основных вида: демонстрационные и интерактивные. Демонстрационные представляют собой видеосюжет, цель которого ввести учащихся в изучаемую тему. Основной вид учебной деятельности при работе с такими уроками – наблюдение; Интерактивные требуют участия пользователя, включает два вида заданий: «Кто прав?» и «Задание на пятерку». Ученик-пользователь подключается к дискуссии, которую ведут ученики виртуального класса. Ответы реальных учеников подкрепляются или опровергаются мнением их виртуальных собеседников.
ВИРТУАЛЬНЫЕ УРОКИ ВКЛЮЧАЮТ ЗАДАНИЯ НА ПЯТЬ: Выполнить задание можно коллективно, а можно выйти к доске.
ВИРТУАЛЬНЫЙ УРОК – СТИМУЛ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ
Сюжеты способствуют выдвижению идей учебной проектной деятельности. Например, работая с циклом уроков, посвященных теме «Сложные существительные», ученики имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в составлении описания планеты, где всё: явления природы, животные, технические изобретения, профессии людей, – названы сложными существительными.
КРОМЕ ВИРТУАЛЬНЫХ УРОКОВ В КОМПЛЕКСЫ ВХОДЯТ: Интерактивные таблицы; Учебные словари; Анимации и иллюстрации; Смешные ошибки… и другие материалы, с помощью которых можно организовать проектную деятельность.
С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНОГО УРОКА ВИЗУАЛИЗИРУЮТСЯ ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ:
Виртуальные уроки – средство интеграции полиэтнического коллектива, потому что: любая проблема обсуждается коллективно; педагогические агенты помогают найти ответ на любой вопрос; правила формулируются несколько раз и по- разному: «ученики» объясняют доступно, «на пальцах», учитель – научным языком; педагогические агенты создают на уроке дружескую атмосферу; виртуальные ученики показывают, что ошибаться не страшно и не стыдно; средствами мультимедиа визуализируются языковые явления; ученик всегда может обратиться к уроку или к его конспекту самостоятельно.
ВИРТУАЛЬНЫЕ УРОКИ ОТРАЖАЮТ ТРЕБОВАНИЯ НОВЫХ ФГОС В ЭОР «Виртуальный класс (урок)» реализуется инновационная модель обучения: учитель - не распространитель знаний, не контролер, а организатор учебной деятельности, партнер своих учеников; развиваются ключевые компетенции: социокультурная, познавательная, коммуникативная и информационная; осуществляются межпредметные связи.
Виртуальные уроки можно найти и в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в составе инновационного учебного комплекса «Русский язык. 5 – 7 класс» в разделе «Обучение»Русский язык. 5 – 7 класс» в разделе «Обучение»