ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Доц. Лукина М.М.
Лекция 5. Компетенции журналиста: классика и инновации
Компетенция – знания, умения, навыки КОМПЕТЕ́НЦИЯ (от лат. competens – способный) Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Круг вопросов, в которых кто-н. хорошо осведомлён. Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. Знания, опыт в той или иной области Совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность выполнять какие- либо профессиональные обязанности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Словари Ушакова, Ожегова, Новый словарь методических терминов и понятий, БСЭ
Какими компетенциями должен обладать журналист, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности?
Требования к профессиональной личности: международные стандарты Самостоятельность в принятии решений и выборе средств Умение отвечать за свои решения Способность нести ответственность за себя и близких Готовность к действиям в нестандартных ситуациях Обладание набором профессиональных компетенций Способность работать в команде Готовность к образованию в течение всей жизни Информационная грамотность Болонская декларация, 1992 г.
Тартусcкая декларация Принята на ежегодной ассамблее Европейской ассоциации преподавателей журналистики (10 июня 2006 г. в г.Тарту, Эстония). Члены Европейской ассоциации преподавателей журналистики обучают и готовят своих студентов, опираясь на то, что журналисты должны служить обществу: 1.разъясняя его политические, экономические и социокультурные условия 2.способствуя развитию демократии на всех уровнях 3.усиливая персональную и институциональную ответственность 4.развивая возможности выбора для граждан в социальных и персональных контекстах. В то же время обучаемым студентам следует понимать, что журналисты обязаны: 1.чувствовать ответственность за свободу слова 2.уважать целостность индивидов 3.быть критичным к источникам информации и беспристрастным в своих материалах 4.придерживаться общепринятых этических стандартов.
Компетенции журналиста (по Тартусской декларации) Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения. Находить подходящие темы и их аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных медиаканалов и СМИ. Организовывать и планировать журналистскую работу. Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования. Выявлять главную информацию. Структурировать информацию в журналистской манере. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму. Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность. Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе. Работать в профессиональных медийных организациях или в качестве фрилансера.
Профессиональные компетенции (стандарт МГУ по «Журналистике») Универсальные –Общенаучные –Инструментальные –Системные Профессиональные –Базовые общепрофессиональные (1-2 к.) –Базовые практические по видам деятельности (3-4 к.)
Универсальные компетенции: общенаучные (1) обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития; способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач; владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества ;
Универсальные компетенции: общенаучные (2) владение методологией научных исследований в профессиональной области; знание основных этапов развития цивилизации; представление о различных культурах и религиях, о процессе формирования культурных традиций, ценностей и норм, методах эффективной межкультурной коммуникации; способность использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала и решения задач профессиональной деятельности; понимание основных принципов функционирования современного общества и его социальных институтов, сущности социальных процессов; знание основных источников и методов получения социологической информации; умение использовать социологические знания в профессиональной деятельности; знание характеристик различных политических систем и функций политических институтов; ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, умение применять политологические знания в профессиональной деятельности; владение основами знаний в области психологии личности, межличностного и межгруппового общения; умение базироваться на этих знаниях в коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности;
Универсальные компетенции: инструментальные (1) владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах; владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
Универсальные компетенции: инструментальные (2) способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно- исследовательской работе; владение основными юридическими понятиями, навыками понимания юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав; способность использовать полученные экономические знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности; владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
Универсальные компетенции: системные способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез; способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения; способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно- образовательной деятельности.
Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (1) знание основных зарубежных и российских концепций массовой коммуникации, понимание природы и функций СМИ как важнейшего социального института; понимание сущности журналистской профессии, ее роли в жизни социума, ответственности СМИ и журналистов перед обществом; знание базовых принципов формирования медиасистемы и специфики различных видов СМИ, особенностей национальных моделей СМИ; знание базовых понятий теории литературы, истории русской и зарубежной литературы как основы общекультурного багажа журналиста; знание этапов и закономерностей развития российской и зарубежной журналистики, лучших ее образцов; способность использовать исторический опыт в практике; владение основами знаний в различных сферах жизни общества и ориентация в актуальных проблемах, которые являются объектом освещения в СМИ; способность основываться на этих знаниях при подготовке журналистских материалов;
Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (2) осведомленность в современных тенденциях развития медиаотрасли; знание мировых и отечественных актуальных практик; понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной: индивидуальной и коллективной, текстовой и внетекстовой; связанной с подготовкой собственных публикаций и работой с другими участниками производственного процесса; понимание природы современных медиатекстов, принципов их создания и редактирования, в том числе для разных медийных платформ, умение применять эти знания в практической работе; понимание особенностей журналистского текста, его содержательной и структурно-композиционной специфики, знание различных жанров и стилей; свободное владение лексическими, грамматическими и стилистическими нормами современного русского языка, понимание особенностей языка СМИ и умение применить эти знания при создании журналистских текстов; владение иностранным языком для осуществления личностной и профессиональной коммуникации
Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (3) понимание роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации; понимание природы общественного мнения и смысла общественного участия в СМИ; владение юридическими нормами, регулирующими функционирование СМИ и деятельность журналистов; знание профессиональных этических норм журналистики, основных российских и международных документов по профессиональной этике журналиста; ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и деятельности журналиста; знание особенностей работы журналиста в условиях медиаконвергенции; владение современными технологиями, применяемыми разными медийными каналами; представление об экономических регуляторах деятельности СМИ; знание основ медиаменеджмента и маркетинга; знакомство с основами связей с общественностью и рекламной деятельности, умение пользоваться этими знаниями в редакционной работе;
Базовые практические по видам деятельности (1) авторская деятельность – умение находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, её проверки и анализа; способность в рамках отведенного бюджета времени готовить материалы для масс-медиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем, с возможностью их размещения на различных мультимедийных платформах; редакторская деятельность – умение анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; проектно-аналитическая деятельность способность участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ, умение разрабатывать локальный авторский медиапроект;
Базовые практические по видам деятельности (2) организационно-управленческая деятельность – способность участвовать в соответствии с должностными обязанностями в подготовке медиапроекта, планировать и координировать редакционную работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами; социально-организаторская деятельность – владение навыками сотрудничества с представителями различных сегментов общества; умение работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций; производственно-технологическая деятельность – способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радио- программы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями; научно-исследовательская деятельность – умение проводить актуальные медиаисследования на основе знания их видов и типов, принципов разработки методологии, методов сбора и анализа информации.
Виды деятельности и группы обязанностей в журналистике Авторская: группа обязанностей «ТЕКСТ» Программно-аналитическая, продюсирование: группа обязанностей «КОНТЕНТ» Социально-организаторская: группа обязанностей «КОНТАКТЫ»: Производственно-технологическая: группа обязанностей «ПРОДУКТ»
Группа обязанностей «Текст» Авторская деятельность (творчество) - журналист, создающий тексты Владение технологиями создания текстов (полный цикл): выбор актуальных тем поиск и проверка информации, работа с источниками воплощение замысла прохождение текста владение жанрами журналистики понимание информационных запросов аудитории
Группа обязанностей «Контент»: Деятельность программно- аналитическая, продюсирование Журналист пишет для конкретного издания и знает его особенности Журналист участвует в разработке контента СМИ: мониторинг и анализ информационной среды информационный маркетинг создание контента (общего содержания СМИ) разработка проектов
Группа обязанностей «Контакты» Деятельность социально-организаторская, внешний менеджмент Журналист находит и поддерживает контакты с авторами, институтами власти, информационными службами и другими ньюсмейкерами Журналист работает с аудиторией расширение границ общения на разных платформах работа с письмами, на форумах, в соц.сетях организация опросов, ведение дискуссий Журналист работает по продвижению контента, реализации проектов
Группа обязанностей «Продукт»: Деятельность редакторская, производственно- технологическая Журналист участвует в создании информационного продукта: планирование выпуска редактирование текстов подготовка справочного материала конструирование продукта корректировка оперативных действий согласование действий с партнерами проверка информации и т.д.
Исследование EJTA: реконфигурация матрицы компетенций Опрос европейских и российских журналистов и студентов журфаков Главный вопрос: каким компетенциям следует уделить особое внимание при формировании программ журналистского образования в будущем Основной итог исследования: «возвращение к истокам»
Инновационная компетенция-1: «Участие» понимать роль и значение журналистики в современном обществе способствовать развитию общественного диалога знать, как привлечь аудиторию к производству контента иметь желание взаимодействовать со своей аудиторией
Инновационная компетенция-2: «Открытость, транспарентность» понимать, как ваша информация может повлияет на общество готовность воспринимать критику брать ответственность за свои решения быть надёжным работником
Инновационная компетенция-3: «Навигация» уметь определить релевантную тему для определенной аудитории находить темы, достойные освещения уметь отбирать проверенную информацию уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию
Инновационная компетенция-4: «Повествование» уметь сделать материал информационно сбалансированным уметь использовать различные способы изложения быть способным работать над улучшением содержания и формы обладать хорошей лингвистической подготовкой
Инновационная компетенция-5: Кроссмедиа знать возможности каналов передачи информации выстраивать текст в соответствии с технологиями традиционных каналов и новых медиа представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и картинок уметь работать с технологической инфраструктурой
Инновационная компетенция-6: «Предпринимательство» приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам уметь работать в рамках бюджета демонстрировать отдачу работе и инициативу иметь представление об условиях на медиарынке
Новые роли журналиста Универсальный журналист Журналист-рюкзачник Твиттер-репортер Журналист-антрепренер Модератор/DJ гражданского контента Фрилансер Еще?
Задание Какие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе журналиста? Попробуйте определить, какие компетенции вам будет труднее всего освоить в ходе учебы?