ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Доц. Лукина М.М.. Лекция 5. Компетенции журналиста: классика и инновации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенции журналиста: классика и инновации Профессор Е.Л. Вартанова.
Advertisements

Компетенции журналиста: классика и инновации Профессор Е.Л. Вартанова.
Какие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе журналиста?
Программа и организация вступительного испытания в магистратуру в условиях переходного периода Ольга Смирнова МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет журналистики.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Балашов 2009 Выступление на районном методическом объединении учителей истории 15 января 2009 года.
- Митусова Ольга Александровна Преподаватель, стаж работы 8 лет ГАОУ СПО НСО « Бердский медицинский колледж » 2015 Повышение мотивации через применение.
Психологические особенности подросткового возраста.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Транксрипт:

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Доц. Лукина М.М.

Лекция 5. Компетенции журналиста: классика и инновации

Компетенция – знания, умения, навыки КОМПЕТЕ́НЦИЯ (от лат. competens – способный) Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Круг вопросов, в которых кто-н. хорошо осведомлён. Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. Знания, опыт в той или иной области Совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность выполнять какие- либо профессиональные обязанности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Словари Ушакова, Ожегова, Новый словарь методических терминов и понятий, БСЭ

Какими компетенциями должен обладать журналист, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности?

Требования к профессиональной личности: международные стандарты Самостоятельность в принятии решений и выборе средств Умение отвечать за свои решения Способность нести ответственность за себя и близких Готовность к действиям в нестандартных ситуациях Обладание набором профессиональных компетенций Способность работать в команде Готовность к образованию в течение всей жизни Информационная грамотность Болонская декларация, 1992 г.

Тартусcкая декларация Принята на ежегодной ассамблее Европейской ассоциации преподавателей журналистики (10 июня 2006 г. в г.Тарту, Эстония). Члены Европейской ассоциации преподавателей журналистики обучают и готовят своих студентов, опираясь на то, что журналисты должны служить обществу: 1.разъясняя его политические, экономические и социокультурные условия 2.способствуя развитию демократии на всех уровнях 3.усиливая персональную и институциональную ответственность 4.развивая возможности выбора для граждан в социальных и персональных контекстах. В то же время обучаемым студентам следует понимать, что журналисты обязаны: 1.чувствовать ответственность за свободу слова 2.уважать целостность индивидов 3.быть критичным к источникам информации и беспристрастным в своих материалах 4.придерживаться общепринятых этических стандартов.

Компетенции журналиста (по Тартусской декларации) Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения. Находить подходящие темы и их аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных медиаканалов и СМИ. Организовывать и планировать журналистскую работу. Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования. Выявлять главную информацию. Структурировать информацию в журналистской манере. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму. Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность. Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе. Работать в профессиональных медийных организациях или в качестве фрилансера.

Профессиональные компетенции (стандарт МГУ по «Журналистике») Универсальные –Общенаучные –Инструментальные –Системные Профессиональные –Базовые общепрофессиональные (1-2 к.) –Базовые практические по видам деятельности (3-4 к.)

Универсальные компетенции: общенаучные (1) обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития; способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач; владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества ;

Универсальные компетенции: общенаучные (2) владение методологией научных исследований в профессиональной области; знание основных этапов развития цивилизации; представление о различных культурах и религиях, о процессе формирования культурных традиций, ценностей и норм, методах эффективной межкультурной коммуникации; способность использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала и решения задач профессиональной деятельности; понимание основных принципов функционирования современного общества и его социальных институтов, сущности социальных процессов; знание основных источников и методов получения социологической информации; умение использовать социологические знания в профессиональной деятельности; знание характеристик различных политических систем и функций политических институтов; ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, умение применять политологические знания в профессиональной деятельности; владение основами знаний в области психологии личности, межличностного и межгруппового общения; умение базироваться на этих знаниях в коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности;

Универсальные компетенции: инструментальные (1) владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах; владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

Универсальные компетенции: инструментальные (2) способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно- исследовательской работе; владение основными юридическими понятиями, навыками понимания юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав; способность использовать полученные экономические знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности; владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

Универсальные компетенции: системные способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез; способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения; способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно- образовательной деятельности.

Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (1) знание основных зарубежных и российских концепций массовой коммуникации, понимание природы и функций СМИ как важнейшего социального института; понимание сущности журналистской профессии, ее роли в жизни социума, ответственности СМИ и журналистов перед обществом; знание базовых принципов формирования медиасистемы и специфики различных видов СМИ, особенностей национальных моделей СМИ; знание базовых понятий теории литературы, истории русской и зарубежной литературы как основы общекультурного багажа журналиста; знание этапов и закономерностей развития российской и зарубежной журналистики, лучших ее образцов; способность использовать исторический опыт в практике; владение основами знаний в различных сферах жизни общества и ориентация в актуальных проблемах, которые являются объектом освещения в СМИ; способность основываться на этих знаниях при подготовке журналистских материалов;

Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (2) осведомленность в современных тенденциях развития медиаотрасли; знание мировых и отечественных актуальных практик; понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной: индивидуальной и коллективной, текстовой и внетекстовой; связанной с подготовкой собственных публикаций и работой с другими участниками производственного процесса; понимание природы современных медиатекстов, принципов их создания и редактирования, в том числе для разных медийных платформ, умение применять эти знания в практической работе; понимание особенностей журналистского текста, его содержательной и структурно-композиционной специфики, знание различных жанров и стилей; свободное владение лексическими, грамматическими и стилистическими нормами современного русского языка, понимание особенностей языка СМИ и умение применить эти знания при создании журналистских текстов; владение иностранным языком для осуществления личностной и профессиональной коммуникации

Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (3) понимание роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации; понимание природы общественного мнения и смысла общественного участия в СМИ; владение юридическими нормами, регулирующими функционирование СМИ и деятельность журналистов; знание профессиональных этических норм журналистики, основных российских и международных документов по профессиональной этике журналиста; ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и деятельности журналиста; знание особенностей работы журналиста в условиях медиаконвергенции; владение современными технологиями, применяемыми разными медийными каналами; представление об экономических регуляторах деятельности СМИ; знание основ медиаменеджмента и маркетинга; знакомство с основами связей с общественностью и рекламной деятельности, умение пользоваться этими знаниями в редакционной работе;

Базовые практические по видам деятельности (1) авторская деятельность – умение находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, её проверки и анализа; способность в рамках отведенного бюджета времени готовить материалы для масс-медиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем, с возможностью их размещения на различных мультимедийных платформах; редакторская деятельность – умение анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; проектно-аналитическая деятельность способность участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ, умение разрабатывать локальный авторский медиапроект;

Базовые практические по видам деятельности (2) организационно-управленческая деятельность – способность участвовать в соответствии с должностными обязанностями в подготовке медиапроекта, планировать и координировать редакционную работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами; социально-организаторская деятельность – владение навыками сотрудничества с представителями различных сегментов общества; умение работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций; производственно-технологическая деятельность – способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радио- программы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями; научно-исследовательская деятельность – умение проводить актуальные медиаисследования на основе знания их видов и типов, принципов разработки методологии, методов сбора и анализа информации.

Виды деятельности и группы обязанностей в журналистике Авторская: группа обязанностей «ТЕКСТ» Программно-аналитическая, продюсирование: группа обязанностей «КОНТЕНТ» Социально-организаторская: группа обязанностей «КОНТАКТЫ»: Производственно-технологическая: группа обязанностей «ПРОДУКТ»

Группа обязанностей «Текст» Авторская деятельность (творчество) - журналист, создающий тексты Владение технологиями создания текстов (полный цикл): выбор актуальных тем поиск и проверка информации, работа с источниками воплощение замысла прохождение текста владение жанрами журналистики понимание информационных запросов аудитории

Группа обязанностей «Контент»: Деятельность программно- аналитическая, продюсирование Журналист пишет для конкретного издания и знает его особенности Журналист участвует в разработке контента СМИ: мониторинг и анализ информационной среды информационный маркетинг создание контента (общего содержания СМИ) разработка проектов

Группа обязанностей «Контакты» Деятельность социально-организаторская, внешний менеджмент Журналист находит и поддерживает контакты с авторами, институтами власти, информационными службами и другими ньюсмейкерами Журналист работает с аудиторией расширение границ общения на разных платформах работа с письмами, на форумах, в соц.сетях организация опросов, ведение дискуссий Журналист работает по продвижению контента, реализации проектов

Группа обязанностей «Продукт»: Деятельность редакторская, производственно- технологическая Журналист участвует в создании информационного продукта: планирование выпуска редактирование текстов подготовка справочного материала конструирование продукта корректировка оперативных действий согласование действий с партнерами проверка информации и т.д.

Исследование EJTA: реконфигурация матрицы компетенций Опрос европейских и российских журналистов и студентов журфаков Главный вопрос: каким компетенциям следует уделить особое внимание при формировании программ журналистского образования в будущем Основной итог исследования: «возвращение к истокам»

Инновационная компетенция-1: «Участие» понимать роль и значение журналистики в современном обществе способствовать развитию общественного диалога знать, как привлечь аудиторию к производству контента иметь желание взаимодействовать со своей аудиторией

Инновационная компетенция-2: «Открытость, транспарентность» понимать, как ваша информация может повлияет на общество готовность воспринимать критику брать ответственность за свои решения быть надёжным работником

Инновационная компетенция-3: «Навигация» уметь определить релевантную тему для определенной аудитории находить темы, достойные освещения уметь отбирать проверенную информацию уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию

Инновационная компетенция-4: «Повествование» уметь сделать материал информационно сбалансированным уметь использовать различные способы изложения быть способным работать над улучшением содержания и формы обладать хорошей лингвистической подготовкой

Инновационная компетенция-5: Кроссмедиа знать возможности каналов передачи информации выстраивать текст в соответствии с технологиями традиционных каналов и новых медиа представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и картинок уметь работать с технологической инфраструктурой

Инновационная компетенция-6: «Предпринимательство» приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам уметь работать в рамках бюджета демонстрировать отдачу работе и инициативу иметь представление об условиях на медиарынке

Новые роли журналиста Универсальный журналист Журналист-рюкзачник Твиттер-репортер Журналист-антрепренер Модератор/DJ гражданского контента Фрилансер Еще?

Задание Какие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе журналиста? Попробуйте определить, какие компетенции вам будет труднее всего освоить в ходе учебы?