Тема 4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ по направлению , квалификация (степень) «бакалавр» Силантьев В.Б. к.э.н., доцент, профессор кафедры ЭММ Уфимского филиала финансового ун-та при правительстве РФ Уфа-2012 silfntiev-ufavzfei.narod.ru
2 из 45 ПЛАН Введение 1.Базовая теория экономической политики 2.Концепции Яна Тиннбегена и Манделла 3.Развитие теории МЭП от модели IS-LM до модели Манделла- Флеминга 4.Выбор типов и инструментов политики. Фискально- монетарная композиция 5.Критика Лукаса 6.Дискреционная и недискреционная, активная и пассивная, экспансивная и стабилизационрая, политика «твердого курса» («игры по правилам») или политика «поощрения свободы действий и инициативы» 7.Кризис инновационного роста и необходимость инноваций выживания в условиях глобального кризиса 8.Бюджетное правило нулевого бюджетного дефицита (поучительный опыт сената и конгресса США)
3 из 45 Введение В программе 2011 года тема называлась «Последствия государственного регулирования в открытой экономике» В программе для бизнес- информатики 2012 года «Открытая экономика и национальное государство» (всего 1 час). Все три названия довольно откровенно намекают, что между государством и открытой экономикой есть противоречие. Для экономистов предлагается более глубокое изучение темы (4 часа лекций, 1 час практики и 4 часа интерактивных дискуссий), для бизнес-информатики втрое меньше.
4 из 45 Базовая теория экономической политики формировалась вместе с этой политикой длительное время (около 300 лет), но впервые ее комплексно проанализировал в начале 50- х годов голландский экономист-эконометрик Ян Тинберген, первый лауреат Нобелевской премии в г. (вместе с Рагнаром Фришем). Теория Тинбергена позитивно-нормативная. Во-первых, правительственные органы выбирают и должны выбрать конечные цели экономической политики, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Вместе с тем, эта функция объективно присуща национальной экономике, выявляется и используется для определения целевых МЭ показателей деятельности власти и правительства. Во-вторых, правительственные органы должны оценить, какими политическими инструментами располагают. В- третьих, они должны иметь в своем распоряжении модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения, что позволит выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер.
5 из 45 Основные положения работы Я.Тинбергена «О теории экономической политики» (1955) 1.Хозяйственный механизм можно описать системой кейнсианских макромоделей рыночного равновесия, большинство из которых содержит параметры целей и инструментов государственной экономической политики. 2.Они легко преобразуются так, что каждая цель (уровень безработицы, эффективности производства, темп инфляции и/или экономического роста) описываются в виде непрерывной и дифференцируемой функции того или иного экономического инструмента (вида политики, функции государства и т.п.). 3.Может быть построена система частных производных функций, каждая из которых отражает степень (силу) влияния инструмента на цель, и цели м.б. разделены на фундаментальные и инструментальные, что и было сделано позднее.
6 из 45 Основные положения работы Я.Тинбергена «О теории экономической политики» (1955) (продолжение) 4. В самом начале разработки идей неокласстического синтеза Я. Тинберген вводит понятие «экзогенно заданного (автономного) НТП»: Y = AK α L β e jt 5.Поучительно, что братья Яна Тинбергена Льюис и лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине (1973) Николас Тинберген, в это же разрабатывают модели индивидуального и социального поведения животных и птиц. Чиновники не имеют права вести себя хуже животных
7 из 45 Целевые показатели Целевые показатели любой человеческой деятельности обычно являются предметом дискуссий. По сути это неизбежное следствие разделения труда и конкуренции. Оспариваются все макроэкономические цели и средства. Например, что такое "полная занятость"? Средний по США уровень безработицы около 5,5% совокупной рабочей силы в х гг, или это 4% по законодательству США (так называемому закону ХамфриХокинса, который должен направлять деятельность правительственных органов на достижение полной занятости), или 11% как сейчас в странах еврозоны? До сих пор ведутся споры об инфляции, о том, является ли нулевая инфляция действительно оптимальной, или ее надо таргетировать?!
8 из 45 Понятие относительной непротиворечивости В соответствии с некоторыми теориями, например, М.Фридмена, оптимальный темп инфляции д.б.отрицательным, т.к. денежное обращение развивается. Или он д.б. положительным, поскольку оптимальное налогообложение предполагает инфляционный налог и сеньераж. Но, как бы там ни было, целевые показатели, предусматривающие достижение полной занятости и таргетирование инфляции, относительно не противоречивы. В отличие от них иногда предлагаются противоречивые целевые показатели, включающие достижение желательного уровня распределения дохода, определенного сочетания выпуска в государственном и частном секторах, экспорта и импорта, сбалансированного счета текущих операций
9 из 45 ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ После того, как установлены макроэкономические цели, правительственные органы должны определить инструменты, с помощью которых можно достичь этих целей. В общем существуют число инструментов соответствует числу экономических категорий. Но особо выделяются два вида политико-экономических инструментов: фискальная и монетарная политика. Однако конкретный набор инструментов, имеющихся в распоряжении политиков, зависит от свойств данной институциональной среды. Например, в условиях привязки обменного курса и свободного движения капитала денежная политика сводится к поддержке уровня обменного курса. Раз уж он установлен, то денежная политика как средство достижения макроэкономических целей, в том числе изменение внутреннего предложения денег, является в значительной мере уже исчерпанной. В условиях плавающего обменного курса внутреннее предложение денег, наоборот, становится все более эффективным политическим инструментом.
10 из 45 Две концепции политики Считается, что главный экономист ООН при первом ее Генеральном секретаре Д. Хаммаршельде Ян Тинберген преувеличивал возможности государства. Роберт Манделл поставил проблему выбора экономической политики иначе, чем Тинберген. Он предположил, что в реальной действительности различные инструменты, как правило, находятся под контролем различных правительственных органов. Например, денежная политика может находиться в компетенции центрального банка, а фискальная в компетенции исполнительной власти. Манделл исходил из того. что эти органы не координируют свою политику, как предполагал Тинберген, а по разным политическим или институциональным соображениям предпочитают самостоятельно выбирать необходимые политические меры. Существует ли путь к решению проблемы выбора оптимальной политики в условиях, когда разработка политики и проведение ее в жизнь ведутся децентрализованно, т.е. когда каждый инструмент находится под контролем определенного органа власти и различные органы власти не координируют непосредственно свои действия?
11 из 45 Манделл против Тиннбергена, но … Манделл предложил блестящее решение этой проблемы. Он установил условия, при которых каждый инструмент может быть "приписан" к одному из целевых показателей, а также правило регулирования действия инструмента при отклонении целевой переменной от ее оптимального значения. Манделл показал, что если цели правильно привязаны к инструментам (новый вариант теории вменения), то оптимальный пакет политических мер может быть выполнен и в условиях децентрализованного принятия решений. Предложение Манделла основывалось на концепции эффективной рыночной классификации. По сути, это означает, что каждая цель должна быть "приписана" к тому инструменту, который оказывает на нее наиболее сильное влияние и, таким образом, имеет сравнительные преимущества с точки зрения регулирования целевого показателя.
12 из 45 Манделл не против Кейнса Кейнс создавал свою систему в 30-х годах, когда рухнула международная денежная система, основанная на золоте, и все крупные страны старались выбиться из кризиса поодиночке. В 60-х годах экономика западных стран была более открытой, международные связи были значительно крепче и играли большую роль, а ситуация была значительно более благоприятной, чем в 30-х годах. Поэтому в моделях 60-х--70-х годов большее внимание уделяется влиянию традиционных кейнсианских методов стимулирования роста на внешнеэкономическое равновесие. В моделях Тобина и МанделлаФлеминга кейнсианский анализ органически дополняется изучением внешнеэкономических связей и факторов, обусловливающих внешнеэкономическое равновесие. Но Манделл, много сделавший для развития кейнсианского анализа в 60-х годах, в 90-х годах с учетом опыта «рейганомики», принимает консервативную теорию "экономики предложения".
13 из 45 Эффективная рыночная классификация ( ЭРК ) ЭРК есть не что иное как новый вариант теории вменения. Принцип действия механизма ЭРК можно показать на примере регулирования инфляции. Известно, что денежная политика оказывает более сильное воздействие на инфляцию по сравнению с фискальной политикой. В этом случае органы, в компетенции которых находится денежная политика, должны отвечать за контроль над инфляцией. Органы, проводящие фискальную политику, должны регулировать колебания выпуска. Согласно разработанному Манделлом правилу регулирование денежной политики должно снижать М, когда инфляция превышает целевой показатель, и увеличивать М в тех случаях, когда инфляция ниже его значения; органы, осуществляющие фискальную политику, должны увеличивать G, когда выпуск ниже целевого показателя, и снижать G, если выпуск превышает этот уровень. Можно доказать математически, что результатом применения этих политических правил будет стремление величин М и G к своему оптимальному уровню. Можно также показать, что если бы органы, проводящие фискальную политику, должны были стабилизировать инфляцию, а органы, проводящие денежную политику, стабилизировать выпуск, то процесс не был бы сходящимся. Напротив, наблюдались бы значительные колебания величин М и G вокруг их оптимального уровня. (Как и было в России в 90-е гг., когда рынок был эмерджентным, т.е. возникал и тут же разрушался)
14 из 45 Значение ЭРК Манделла Можно доказать математически, что результатом применения политических правил Манделла будет стремление величин М и G к своему оптимальному уровню. Можно также показать, что если бы органы, проводящие фискальную политику, должны были стабилизировать инфляцию, а органы, проводящие денежную политику, стабилизировать выпуск, то процесс не был бы сходящимся. Напротив, наблюдались бы значительные колебания величин М и G вокруг их оптимального уровня. (Как и было в России в 90-е гг., когда функции Минфина и ЦБР путались (см. например, дискуссию А. Козлова и Д.Васильева), и рынок был эмерджентным, т.е. возникал и тут же разрушался)
15 из 45 Случай, когда инструментов меньше, чем целевых показателей (1) В модели "инфляция выпуск" при наличии благоприятных условий достаточно двух инструментов для достижения двух целевых показателей. Однако в реальности более вероятны ситуации, когда целей больше, чем инструментов, и возникает вопрос о том, что может произойти в этом случае. Чтобы увидеть, какими возможностями располагают в таких случаях правительственные органы, продолжим рассмотрение той же модели. Но предположим, что фискальная политика страны зашла в тупик и использование государственных расходов в качестве инструмента макроэкономической политики стало невозможным. Тогда фискальная политика должна быть зафиксирована на уровне AG = 0, даже если это неоптимальное решение, а средством влияния на выпуск и инфляцию остается одна только денежная политика. Правительство ставит задачу снижения инфляции при минимальном сокращении выпуска. Однако можно ли в таких условиях снизить инфляцию и одновременно сохранить уровень выпуска неизменным на потенциальном уровне? Очевидно, нет.
16 из 45 Случай, когда инструментов меньше, чем целевых показателей (2) В условиях, когда инструментов меньше, чем целей, правительственные органы не могут добиться достижения всех желаемых целей, и сталкиваются с уже знакомой нам проблемой выбора между различными целевыми показателями. В приведенном примере снижение инфляции может произойти только за счет снижения выпуска. Но несмотря на то что цели не могут быть достигнуты, политикам нельзя бездействовать. Что делать? Им следует определить функцию социальных потерь, оценивающую издержки, которые терпит общество в результате отклонения целевых показателей от их оптимальных значений. Функция социальных потерь похожа на функцию полезности, если рассматривать последнюю не на уровне индивидуума, а на уровне общества в целом, однако в данном случае минимизируются потери, а не максимизируется полезность.
17 из 45 Ограниченность политики активизма в условиях неопределенности (1) До сих пор мы рассматривали самый простой и поэтому нереальный случай, когда единственной проблемой политиков было наличие достаточного количества инструментов, эффекты влияния которых на целевые показатели линейно независимы. Если это условие выполнено, то «точка блаженства» на моделях кривых безразличия может быть достигнута. В противном случае возникает вопрос о необходимости компромисса между целями, для нахождения которого используется функция социальных потерь. Однако правительственные органы сталкиваются со значительно более сложными проблемами. На практике в условиях неопределенности власти никогда не могут точно знать, какое влияние окажут их действия на целевые показатели. Эта неопределенность оказывает глубокое негативное влияние на выбор рациональной политики. Существует множество видов неопределенности, в том числе вероятностных и чистых, влияние которых непредсказуемо.
18 из 45 Ограниченность политики активизма в условиях неопределенности (2) Многие виды неопределенности связаны не с общими эффектами влияния инструментов на целевые показатели, а с временными параметрами этого влияния. Например, с высокой степенью достоверности известно, что сокращение количества денег в обращении на определенную величину приведет в долгосрочном периоде к конкретному сокращению номинального ВНП. Неопределенность существует относительно того, когда это произойдет. Важнейшие претензии к политическому активизму высказал нобелевский лауреат Милтон Фридмен. Его вывод: политики не должны слишком часто менять параметры инструментов, поскольку существуют "длинные и изменчивые" лаги их влияния на целевые показатели и эффекты гистерезиса..
19 из 45 Выбор различных инструментов политики (1) Всегда ли вместо «или-или» можно использовать «и то. и другое» Рассмотрим два уже знакомых примера. В условиях открытой экономики и свободного движения капитала органы, проводящие денежную политику, могут выбрать в качестве инструмента либо обменный курс, либо предложение денег, но не то и другое сразу. В открытой экономике с фиксированным обменным курсом и ограниченным движением капитала власти, проводящие денежную политику, могут выбрать либо ставку процента, либо предложение денег, но не то и другое сразу. Если предположить, что главной целью является стабилизация объема выпуска, то какой из видов денежной политики наилучший? Какою его значение? На эти вопросы можно ответить, используя метод минимизации ожидаемых социальных потерь, возникающих при отклонении объема выпуска от оптимального.
20 из 45 Выбор различных инструментов политики (2) Рассмотрим экономику с фиксированным обменным курсом и регулированием движения капитала. Предположим (для простоты), что экономика описывается кейнсианской моделью. При фиксированных ценах мы можем использовать модель IS-LM для определения величины ставки процента и выпуска. Однако теперь в отличие от того, что мы делали раньше, допустим вероятность случайных шоков совокупного спроса (т.е. случайных сдвигов кривой IS) или спроса на деньги(случайных сдвигов кривой LM). Кривая IS сдвигается вверх или вниз в зависимости от направления шоков совокупного спроса, где кривая LM сдвигается вверх или вниз в соответствии с направлением изменений спроса на деньги.
21 из 45 Выбор различных инструментов политики (3) Когда в экономике происходят значительные изменения спроса на деньги и совокупного спроса, объем выпуска также колеблется. Предположим, что Q = Q* оптимальный объем выпуска и что он находится на таком уровне из-за отсутствия случайных шоков. Если совокупный спрос окажется необычайно большим (IS2), то выпуск увеличится до значения QH > Q*, а если совокупный спрос необычайно мал (ISj), то выпуск снижается до QL < Q*. Подобным же образом, когда спрос на деньги необычайно высок, кривая LM сдвигается влево (LMi)14, что приводит к потерям от снижения выпуска. Однако падение спроса на деньги приводит к неожиданной экспансии, при этом кривая LM сдвигается вправо (LM2).
22 из 45 Модель IS-LM (1) – это модель рынка, исследующая общее равновесие, которое складывается одновременно на рынке товаров (IS) и денежном рынке (LM). На графике видно, что сбережения функция дохода, а инвестиции - функция процентной ставки и предельной эффективности капитала (инвестиций). Кривая IS – геометрическое место точек таких сочетаний процентной ставки и уровня национального дохода, при которых обеспечивается равновесие на рынке инвестиционных (обобщается - всех) товаров. Кривая LM демонстрирует все возможные сочетания процентной ставки и уровня национального дохода, при которых существует равновесие между спросом на деньги и их предложением. Точка пересечения кривых Ye соответствует состоянию общего равновесия в экономике.
23 из 45 Модель IS-LM (2) может использоваться государством для определения направления своей фискальной и денежно-кредитной политики, если ее целью является регулирование уровня национального дохода и координации этих направлений. Если, например, увеличение M приводит к снижению процентной ставки, что стимулирует, в свою очередь, инвестиции, то это через эффект мультипликатора приводит к росту национального дохода. Модель была разработана Дж. Хиксом и А. Хансеном вскоре после выхода в свет «Общей теории занятости, процента и денег» Кейнса в 1936 г., и положила начало неоклассического синтеза смешанной открытой экономики.
24 из 45 Модель IS-LM (график) Рис.1.
25 из 45 Рис.1а Кривая LM* вертикальна, поскольку обменный курс в уравнение LM* не входит.
26 из 45 Рис.2. Фискальная политика.
27 из 45 Основное тождество СНС для открытой экономики, торгующей с остальным миром Если мировая ставка процента задана, то уравнение LM* определяет совокупный доход независимо от уровня обменного курса и характеризует равновесие на всех финансовых и денежных рынках. А уравнение IS характеризует равновесие на всех рынках товаров и услуг.
28 из 45 Основными уравнениями M-F-модели являются следующие три (? Нет! пять уравнений – следствий из МЭС, следовательно, равенства ОБТ и ОУО): 1. Y= C(Y-T) + I(r) + G+ NX(ε), из ОБТ; 2. Y= L(r,Y); 3. r = r*; 4. ε r = ε×Þ/Þ*; 5. NX = NX(ε r ); где ε – номинальный валютный курс, ε r – реальный валютный курс Þ – уровень цен в стране, Þ* - уровень цен за границей; NX – убывающая функция от реального валютного курса
29 из 45 На рис. 1 и 1а исходное равновесие находится на пересечении кривых IS O и LM 0 в точке А. Горизонтальная линия ВР = 0 означает внешнее равновесие. Это означает, что платежный баланс находится в равновесии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и иностранная ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые потоки капитала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой ВР = 0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*. Рост государственных расходов, финансируемый путем займов, сдвинет кривую АС от IS0 до IS1, так как совокупный спрос во внутренней экономике увеличился в результате большего бюджетного дефицита. Ставка процента растет как результат более высокого дохода, и экономика двинется в точку В. Внутренняя ставка процента поднимется до r1. Это повлечет приток капитала, поскольку r1 больше, чем r*. Спрос на фунты повысится, поскольку иностранцы постараются купить больше английских финансовых активов. При данном фиксированном обменном курсе центральный банк должен обеспечить дополнительное количество фунтов и принимать иностранную валюту. Воздействие состоит в том, чтобы увеличить предложение английских денег и снизить ставку процента. На рис это показано как сдвиг кривой LM от LM0 до LM1. Экономика будет снова в равновесии в точке С.
30 из 45 Платежный баланс (PB) Представляет собой запись всех сделок резидентов данной страны с остальным миром. В нем выделены два раздела: 1) счет текущих операций (сумма торгового баланса, баланса услуг и счета трансфертных платежей), имеющий положительное сальдо, если экспорт товаров и услуг превышает импорт и сальдо денежных переводов за границу; 2) счет движения капитала (всех активов), если продажа активов за рубеж превочсходит их приобретение там.
31 из 45 Рис. 3. Монетарная политика
32 из 45 Стимулирующая монетарная политика при фиксированных обменных курсах (к рис.3) увеличения выпуска не даст, поскольку не будет увеличения в реальном совокупном спросе. Фактический рост предложения иностранной валюты будет скомпенсирован оттоком капитала (потерей резервов), что увеличивает предложение денег и как следствие темп инфляции в других странах. При фиксированных обменных курсах, таким образом, происходит экспорт инфляции. Более важно, что страны с фиксированными обменными курсами теряют монетарную независимость. Следовательно, монетарная политика является совершенно неэффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.
33 из 45 Рис.4. Фискальная политика
34 из 45 Пояснения к рис 4.(1) Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (так, что дефицит государственного бюджета увеличивается) сдвигает кривую IS от IS0 до IS1 на рис. 3, повышая ставку процента до r1. Происходящий в результате этого приток капитала приведет к удорожанию (росту) обменного курса от е0 до е1. Это повышает реальный обменный курс от е0 Р / Р* до е1 Р / Р*. Спрос на внутренне произведенные товары упадет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинется влево обратно к исходной кривой IS0, так как спрос на экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке исходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка процента, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс прекратиться только, когда внутренняя ставка процента снова будет равна r*. Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента – это сокращение спроса, особенно спроса на экспорт. Таким образом …
35 из 45 Пояснения к рис.4 (2) Таким образом не происходит изменения выпуск, и чистый эффект заключается только в торговом дефиците, который в точности равен размеру дефицита государственного бюджета. Проведенный анализ означает, что фискальная политика совершенно не эффективна для увеличения выпуска, когда обменные курсы свободно плавают и капитал совершенно мобилен. Эти выводы основаны на строгих предпосылках. На практике внутренние и иностранные активы не являются совершенными субститутами и поэтому может быть некоторое отклонение между внутренней и иностранной ставками процента. В соответствии с рис. 3 это означает, что линия ВР = 0 имеет положительный наклон. Фискальная экспансия в этом случае не будет совершенно неэффективной.
36 из 45 Рис.5. Монетарная политика
37 из 45 Пояснения к рис.5 В случае монетарной экспансии (рис. 4) кривая LM сдвигается вправо до LM0 до LM1, понижая ставку процента до r1 (т.е. движение от А до В). Фактически это повысит конкурентоспособность, обусловленный этим приток капитала приводит к обесценению валюты от е0 до е1. Реальный обменный курс упадет, увеличивая спрос на внутренний выпуск, прежде всего спрос на экспорт. Кривая IS сдвигается от IS0 до IS1, повышая ставку процента опять до r* (т.е. движение из т. В в т.С). Как и раньше, система вернется в равновесие (ВР = 0) через изменение обменного курса, которое будет продолжаться до тех пор, пока r меньше, чем r*. Чистый эффект монетарной экспансии – это дефицит счета движения капитала и торговый излишек в результате снижения реального обменного курса. Выпуск выше благодаря росту конкурентоспособности. Монетарная политика суперэффективна в открытой экономике с плавающими обменными курсами.
38 из 45 Рис.6. Фискально-монетарная политика, полученная как
39 из 45 Когда неоклассический синтез завершен Скорость с которой экономика движется из т. А в т. В и в т.С и обратно в т.А (особенно скорость, с которой экономика движется из т.С в т.А) зависит от степени гибкости цен. Если цены очень гибкие, и поэтому рыночный механизм очень эффективен, движение обратно в т. А будет очень быстрым. Государственная макроэкономическая политика будет неэффективной в движении экономики от т.А, за исключением очень коротких периодов времени. Это основа, в которую верят монетаристы и новые классические экономисты. Кейнсианцы же верят в то, что цены липкие и приспосабливаются медленно. Они считают, что движение между т.С и т.А очень медленное. Они поэтому верят в эффективность макроэкономической политики регулирования совокупного спроса в перемещении экономики из т.А в т.С, поскольку любая тенденция передвинуть ее обратно из т.С в т.А займет много лет. Однако и монетаристы, и кейнсианцы признают важность политики регулирования совокупного предложения, что помогает сдвинуть точку А (точку, соответствующую производственным возможностям и полной занятости ресурсов) вправо.
40 из 45 Критика Лукаса (1) Роберт Лукас из Чикагского университета подверг серьезному сомнению возможность использования больших макроэконометрических моделей для разработки экономической политики. Влияние этой критики на развитие экономической мысли поставило под сомнение один из наиболее часто используемых правительственными органами инструментов. Центральной проблемой, с точки зрения Лукаса, является трактовка ожиданий в стандартных моделях. Ожидаемые будущие значения переменной обычно приближенно вычисляются с помощью эконометрических методов как функции от ее значений в прошлом в явных и неявных предположениях о том, что формирование ожиданий происходит главным образом как адаптивный процесс.
41 из 45 Критика Лукаса (2) Этот простой метод, с точки зрения Лукаса, является порочным, так как вряд ли ожидания действительно формируются путем механической экстраполяции прошлых значений переменных. Лукас подчеркивает, что если меняется политический курс, то, вероятно, способ формирования ожиданий тоже изменяется, но таким образом, что эти изменения невозможно выявить с помощью обычных больших эконометрических моделей.
42 из 45 Критика Лукаса (3) Лукас утверждал, что почти все эконометрические взаимосвязи в больших моделях окажутся ненадежными, поскольку эконометрически оцениваются модели с экстраполяционными (Тиннберген) и адаптивнымиож (Фидмен), а не рациональными ожиданиями. Изменения политики со временем приведут к радикальным изменениям эмпирических оценок. Критика Лукаса возымела большое влияние, поскольку она совпала по времени с провалом экономической политики 60-х годов, когда оценки краткосрочной кривой Филлипса были неправильно использованы для установления перманентных взаимосвязей безработицы и инфляции.
43 из 45 «По правилам» или «по усмотрению» Так может быть сформулирована основная проблема выбора стабилизационной политики. Внутренние лаги (между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер) более характерны для фискальной политики (обсуждение в парламенте). Внешние (между принятием мер и их результатом) – для монетарной, т.к. денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через передаточный механизм опосредствования и опосредования. Например. требуется 6-12 месяцев, чтобы инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение саки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.
44 из 45 Бюджетное правило Грамма-Радмена-Холлингса о достижении нулевого бюджетного дефицита В конце 1985 г. сенаторы Фил Грамм, Уоррен Радмен и Эрнест Холдинге внесли предложение о принятии закона, устанавливавшего автоматическое снижение расходов в случае, если принятие пакета, который позволил бы снизить дефицит, окажется невозможным. Это предложение было быстро принято Конгрессом в октябре 1985 г. под названием Акта о сбалансированном бюджете и контроле в чрезвычайных ситуациях (Public Law 99177). Чаще на него ссылаются как на Акт ГраммаРадменаХоллингса (GRH). Акт установил целевые показатели максимального дефицита, который должен был составить 180 млрд. долл. в 1986-м финансовом году и постепенно снизиться до нуля к 1991 г.(Сейчас – около 10% ВВП. Более 1,3 трлн. долл.) Но NB^ цели сокращения бюджетного дефицита должны были достигаться путем автоматических повсеместных сокращений расходов в тех случаях, когда Конгресс и президент не смогут прийти к соглашению о пакете программ сокращения дефицита. Акт также устанавливал, что сокращение расходов должно быть распределено поровну между внутренними программами и расходами на оборону.Это поучительно для России.
45 из 45 Спасибо за внимание! Успехов!