ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психология». Автор Смирнова А.Ю. к.псх.н. Саратов 2011 Саратовский государственный университет им. Г.Н. Чернышевского
УДК159.9:070 ББК88.4 Смирнова А.Ю. Курс «Психология менеджмента»: Учебное пособие. – Саратов: – 70 с. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент Петров Д.В. Рекомендовано к публикации кафедрой общей и социальной психологии. Рецензент: кандидат социологических наук, Петров Д.В. Предназначено для магистрантов, обучающихся по профессионально - образовательной программе «Организационная психология». © Смирнова А.Ю., 2011
Оглавление: 1.Лекция 1 предмет психологии менеджмента.pptхЛекция 1 предмет психологии менеджмента.pptх 2.Лекция 2 менеджмент в постиндустриальном обществе.pptxЛекция 2 менеджмент в постиндустриальном обществе.pptx 3.Лекция 3 организационно-культурный подход в менеджменте.pptxЛекция 3 организационно-культурный подход в менеджменте.pptx 4.Лекция 4 лидерство, руководство, менеджмент: сущность и специфика.pptхЛекция 4 лидерство, руководство, менеджмент: сущность и специфика.pptх 5.Лекция 5 структура и содержание системы управления.pptxЛекция 5 структура и содержание системы управления.pptx 6.Лекция 6 психологическое содержание функций менеджмента.pptxЛекция 6 психологическое содержание функций менеджмента.pptx 7.Лекция 7 психологические аспекты целеполагания.pptxЛекция 7 психологические аспекты целеполагания.pptx 8.Лекция 8 психологические аспекты разработки стратегии.pptxЛекция 8 психологические аспекты разработки стратегии.pptx 9.Лекция 9 психологические аспекты планирования работы.pptxЛекция 9 психологические аспекты планирования работы.pptx 10.Лекция 10 психологические аспекты проектирования работы.pptxЛекция 10 психологические аспекты проектирования работы.pptx 11.Лекция 11 психологические аспекты мотивации персонала.pptxЛекция 11 психологические аспекты мотивации персонала.pptx 12.Лекция 12 психологические аспекты координации, учета и оценки работы.pptxЛекция 12 психологические аспекты координации, учета и оценки работы.pptx 13.Лекция 13 психологические аспекты контроля и обратной связи.pptxЛекция 13 психологические аспекты контроля и обратной связи.pptx 14.Вопросы для самостоятельного контроля подготовки по дисциплине.Вопросы для самостоятельного контроля подготовки по дисциплине.
ВВЕДЕНИЕ Зачем организационному психологу психология менеджмента?
Психология менеджмента наука о психологическом содержании и структуре управленческой деятельности, психологических особенностях личности руководителя, психологических закономерностях совместной деятельности по достижению организационных целей.
Менеджмент = управление?
Термин менеджмент имеет культурную обусловленность (согласно Э. Шейну). В нашем контексте Менеджеры = Управленцы. Эти люди являются ключевыми людьми в организации.
Управление – это воздействие на организационную систему с целью её перевода из существующего в желательное состояние.
Психология менеджмента это междисциплинарное научно- практическое направление. Объект психологии менеджмента – управленческая деятельность, взаимодействие руководителя и работников организаций.
Психология менеджмента предмет психологии менеджмента: психологические закономерности деятельности по управлению организацией; личностные особенности людей, осуществляющих деятельность по управлению организацией; в том числе ряд традиционно социально- психологических феноменов (лидерство, руководство и др.)
Психология менеджмента – это наука, возникшая на стыке психологии и менеджмента во 2-й половине 20 века. Основоположником научного менеджмента (1900 год) Является Фредерик Уинслоу Тейлор (F. W. Taylor, ).
Элтон Мейо ( ). Доктрина человеческих отношений Проводил эксперименты в «Вестерн Электрик Компани» в период с 1927 по 1939 г.
Развитие научного управления неразрывно связано с именем Анри Файоль ( )
Макс Вебер ( ) Немецкий социолог, профессор Фрайбургского, а затем Мюнхенского университета. Анализировал приемы интенсификации ведения хозяйства.
В книгах «История хозяйства» и «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер анализировал духовные истоки предпринимательства и этики труда на капиталистических предприятиях.
профессор Нью-Йоркского университета, профессор Высшей школы Кларемонт в Калифорнии, консультант в сфере бизнеса. Питер Друкер ( )
Основоположник науки о действии. Его подход, используемый как к отдельным индивидам, так и организациям в целом дает возможность добиться изменения поведения отдельных людей и социальных систем. Аржирис Крис, Argyris Chris
Более подробную информацию о предмете психологии менеджмента, истории данной науки Вы можете получить в лекции 1 Перейти к лекции 1
Итак, управление - перевод организационной системы из существующего в желательное состояние выполняется посредством осуществления управленческих функций:
Можно выделить 9 управленческих функций (по О.С. Виханскому и А.И. Наумову): Постановку цели (определение будущего состояния организации). Разработку стратегии (определение способов достижения цели). Планирование работы (определение задач конкретным исполнителям).
Можно выделить 9 управленческих функций: Проектирование работы (определение рабочих функций исполнителей). Мотивирование к работе (целенаправленное воздействие на исполнителей). Координацию работы (согласование усилий исполнителей).
Можно выделить 9 управленческих функций: Учёт и оценку работы (измерение результатов и их анализ). Контроль выполнения работы (сопоставление результатов с целями). Обратную связь (корректировка).
Место процесса управления в организации ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТА 1.Ресурсы: Трудовые Материальные Финансовые Информационные 2. Положение в среде 3. Динамка развития 4. Стратегия 1.Ресурсы: Трудовые Материальные Финансовые Информационные 2. Положение в среде 3. Динамка развития 4. Стратегия 1.Поставленные цели 2. Полученные результаты Действие и функция управления
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Организационно- административные методы. Методы правового регулирования. Экономические методы. Психологические методы.
Алгоритм управленческой деятельности это алгоритм перевода ОС из существующего в желательное состояние. Алгоритм представляет собой последовательную реализацию 9-ти управленческих функций.
Эволюция подходов к управлению 1. технократический подход; 2. доктрина человеческих отношений; 3. контрактация индивидуальной ответственности; 4. командный менеджмент.
Управление В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй в позиции объекта управления. В настоящее время формируется традиция рассмотрения управления как субъект -субъектных отношений
Более подробно о содержательной сути феномена управления Вы также найдете в лекции 1. Перейти к лекции 1
Более подробно об управленческих функциях и алгоритме управления Вы найдете в лекции 6.
Система управления. Подсистемы системы управления. 1. структурно- функциональная; 2. информационно-поведенческая; 3. подсистему саморазвития системы управления. (По О.С. Виханскому)
Более подробную информацию о подсистемах системы управления Вы можете найти в лекции 5. Перейти к лекции 5
Анализ новых социально- экономических условий выполнен в лекции 2 «Менеджмент в постиндустриальном обществе». Рекомендую Вам также обратиться к работам Д. Белла, Э. Тофлера, П. Друкера, Ч. Хэнди, А. Швейцера.
Организационно-культурный подход в менеджменте. В курсе «Психология менеджмента» мы акцентируем внимание на дифференциации подходов к феномену ОК.
Общепринятым определением ОК является определение Э. Шейна [3]. система коллективных базовых представлений, приобретаемых группой при разрешении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность и поэтому рассматриваются как ценность и передаются новым членам группы. ОК - система коллективных базовых представлений, приобретаемых группой при разрешении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность и поэтому рассматриваются как ценность и передаются новым членам группы.
Данное определение Э. Шейна является социально- психологическим по своей сути, хотя его принимают во внимание все исследователи организационной культуры, вне зависимости от их принадлежности к отрасли науки.
менеджерский подход к феномену ОК менеджерский подход к феномену ОК
Социально-психологический подход к феномену ОК
Теме «Организационно- культурный подход в менеджменте» посвящена лекция 3.
В лекции 3 выполнен подробный теоретический анализ специфики изучения ОК в различных научных дисциплинах, анализ степени научной разработанности данной тематики в отечественной науке. Перейти к лекции 3 Перейти к лекции 3
Библиографический список: 1. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: кономистъ, с. 2. Шейн Э. «Организационная культура и лидерство». СПб.: Питер, 2007 – 336 с. Перейти к оглавлению.
Спасибо за внимание! Перейти к оглавлению.