Составитель: Кайда Е.Е., учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 206 г. Новосибирска
Современный – относящийся к настоящему времени (толковый словарь) Урок – основная форма организации обучения (Ю.К. Бабанский) Урок - логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно- воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации) (Ю.К. Бабанский)
урок Психологические требования Гигиенические требования Дидактические требования Методические требования Требования к технике проведения Самоорганизация и самообразование учителя
температурный режим; физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.
учет возрастных особенностей; учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы); критические точки усвояемости кризисы внимания (по Высоцкой С.И.) : 1 - на ой минуте 2 - через минут 3 - через минут 4 - через минут время1- 4 мин.5 – 23 мин.23 – 34 мин.35 – 45 мин. усвояемость60 %80 %45 – 60 %6 %
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся.
урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению; рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); педагогический такт (случаи проявления); психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.); непрерывное самообразование с целью профессионального роста.
1. Планировать урок в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 2. Проводить урок с учетом сильных и слабых учеников; 3. Осуществлять дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам, в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной формами работ учащихся на уроке.
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); 3. Закрепление результатов работы (обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса)
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться следующей последовательности: Определить цель урока. Подготовить содержание учебного материала. Определить дидактические задачи урока. Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения. Составить план урока. Проанализировать использование дидактических средств.
Анализ урока - разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке. Приведем схему анализа урока, которую предложил Г.И. Саранцев: 1. Общие сведения об уроке : школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема урока, цель тип урока. 2. Организация урока: - готовность учителя к уроку; - готовность учащихся к уроку; - подготовленность классного помещения; - мобилизующее начало урока.
3. Структура урока: - этапы урока, распределение времени; - четкость этапов, выделение главного; - соответствие структуры урока целям и его содержанию; - насыщенность урока и темы; - сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы с учащимися. 4. Содержание урока : - объем фактического материала, соответствие его программе и уровню знаний учащихся; - научность изложения материала, единство образовательной и воспитательной функций; - соответствие теории и упражнений; - повторение пройденного, опорные знания; - внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.
5. Методы, приемы и средства обучения : - целесообразность методов обучения; достижение основных принципов дидактики в обучении; - познавательная активность учащихся и роль учителя на уроке; - наличие обратной связи «учитель – ученик»; - развитие логического мышления у учащихся и самостоятельность в обучении; - работа со слабоуспевающими учащимися; - методы проверки и оценки знаний учащихся; - средства достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса предмету; - итог урока, его воспитательная ценность. 6. Учитель как личность : - знания и методическая грамотность учителя; - культура речи и педагогический такт; - доброта и требовательность к учащимся; - контакт учителя с учащимися. 7. Заключение по уроку : - эффективность урока; - ценные стороны урока и недостатки; - предложения учителю.
Целенаправленность. Наличие основной дидактической цели. Подчинение всех элементов урока (частных учебных задач) одной цели; Рациональное построение содержания урока; Оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке, обеспечивающих активное учение школьников; Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся;
Соответствие педагогического замысла задачам урока Микроклимат в учебном процессе Познавательная активность учащихся Воспитание интереса к предмету Соответствие типа урока средствам и методам Единство деятельности учителя и учащихся
Реализация перечисленных выше требований обеспечивает организационную четкость урока. Такую организацию урока можно достичь, когда учитель свободно владеет материалом урока, учебным предметом в целом, он не тратит времени на размышления и припоминания на уроке при изложении материала; знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения; знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для загрузки более сильных учащихся.
Дудницин Ю.П. Урок математики: Применение наглядных пособий и ТСО. - М.: Высшая школа, Денищева Л.О., Кузнецова Л.В., Лурье И.А. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике - М.: Просвещение, Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение. - М.: Просвещение, Килина Н.Г. Подготовка учителя к уроку, анализ урока. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика Учеб пособие. – М.: Просвещение, Окунев А.А. Подготовка к уроку //Математика в школе, Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов мат. спец. пед. Вузов и ун-тов. - М.: Просвещение, Семенов Е.Е., Зюкина И.Е. Стиль преподавания и подготовка учителя математики // Математика в школе Смирнова Е.М. Разработка урока // Математика в школе