Библиотечный час из цикла «Великие люди России» Цели мероприятия: - Сформировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова. - Показать какой вклад внес М.В.Ломоносов в развитие России. - Развивать кругозор учащихся, учить анализировать факты. - Воспитывать интерес к истории и любовь к Родине. История – это не только события, даты и факты. Это, в первую очередь, люди, которые историю творят. Не случайно один из русских писателей говорил, что история человеческой души едва ли не любопытнее истории целого народа. А если этот человек – наша национальная гордость! Михаил Васильевич Ломоносов ! Рассказ о таком великом сыне России может превратиться в увлекательнейший урок истории и нравственности. Проиллюстрируем этот урок презентацией – и учащиеся навсегда запомнят то, что они узнали.
Михаил Васильевич Ломоносов. 300 лет со дня рождения 8 (19 ) ноября 1711 года родился великий русский учёный – энциклопедист, первый русский академик, поэт-просветитель, автор научной грамматики русского языка,основатель Московского университета.
Родина М.В.Ломоносова 19 ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры. Его отец был рыбаком(помором), и хотел, что бы сын продолжил родительское дело. С 10 лет Михайло отправлялся с отцом на промысел в Белое и Память была отличной. Баренцево моря и впоследствии по памяти мог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Память была отличной. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».
Первые учебники Михайло самостоятельно выучился читать и прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Автографы Ломоносова Автографы М.Ломоносова, найденные в архивих, нам говорят о том, что Михайло, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Михайло решается на отчаянный шаг. В 9 лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить мальчику в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг. Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу китаечное полукафтанье. Помог Ломоносову и ещё один земляк, о чём свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога : 1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
Путь Ломоносова из Холмогоров в Москву Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
Учеба в Московской славяно- греко-латинской академии В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а затем в Германию. Ломоносов в 1731г.( в начале января) прибыл в Москву, где он никого не знал. В Московскую славяно-греко-латинскую академию он поступил15 января 1731 г. Жалованья платили по 3 копейки на день. Других средств не было. Покупал в день хлеба и квасу, экономил на бумагу, обувь и другие нужды. Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. За пять лет он прошёл курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам..В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а затем в Германию.
Учеба в Марбургском университете Дом, в котором жил Ломоносов в Марбурге /Германия/ М. Ломоносова вместе с двумя студентами направляют учиться физике и химии в Германию. с января 1737 года они начали слушать курс теоретической химии профессора Дуйзинга, а затем лекции Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. С мая наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег.
Годы плодотворной работы в Петербургской Академии наук Петербургская Академия наук.1753 г. По возвращении из Германии Ломоносов стал работать в Петербургской академии наук. Он свободно владел более чем тридцатью языками. В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно- исследовательской лаборатории. Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В ученый прочитал студентам курс Введение в истинную физическую химию, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов.
Любимая наука -химия Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова
Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Первый в России университет Великий русский ученый много сделал для развития образования в России. По его предложению 12 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет. Он стремился к тому, чтобы в университет могли поступить все наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый русский университет:Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом "
Книги М.В.Ломоносова Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в.. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, научной грамматики русского языка. Член Академии художеств
Обращение М.В.Ломоносова к потомкам О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Изобразительное искусство. Мозаика. Ломоносов возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. «Полтавская битва» Портрет Петра 1
Памятники М.В. Ломоносову на Родине Памятник Ломоносову в г. Архангельске Памятник М.В.Ломоносову на его могиле в Александро-Невской лавре М.В.Ломоносов умер 4 апреля 1765 года..
НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Викторина « Самый внимательный» 1. В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов? 2. Кем был отец Ломоносова? 3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? 4.Чем отличался Ломоносов в 10 лет? 5. Во сколько лет Михаил стал постигать грамоту? 6. Кто был его первым учителем? 7. Назовите первые учебные книги Ломоносова 8. Какое решение принял Ломоносов, чтобы продолжить обучение дальше? 9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? 10. Сколько лет ему тогда было? 11. Куда ему удалось поступить в Москве? 12. Какой язык был международным языком науки в то время? 13. Какие трудности возникли у Ломоносова? 14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу? 15. Где начал работать Ломоносов по возвращению на Родину? 16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? 17. Назовите его открытия. 18. Что организовал Ломоносов? 19. Что сделал великий учёный для развития образования в России? 20. Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?
Список используемой литературы 1. Перевезенцев С.В. Михайло Ломоносов.- М.:Белый город, с.:ил.(История России) 2. Воскобойников В.М. Великие люди России6 Жизнь замечательных людей.- М.:Изд- во Оникс, 2009, с. : ил.(Великие люди России) 3. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В.Ломоносов великий русский ученый.- М.: Педагогика, с.6 ил. 4. Карпеев Э.П. Михаил васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. - М.6 Просвещение, с.: ил. Уткина Ф.М. Ломоносов: к 275-летию со дня рождения. - М:Мысль, с. - (Мыслители прошлого.)
Место проведения мероприятия Список используемой литературы Мероприятие провела зав. библиотекой МБОУ СОШ 111 Ванеева Л.А. Список используемой литературы