Государственное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 1305 (с группами для детей с нарушением зрения)
«Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с нарушением зрения»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с психофизическими нарушениями с целью ранней коррекции патологических отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции Единый стиль работы педагогов для создания эмоционально положительного климата и благоприятных условий для усвоения программного материала каждым ребенком, единый подход в воспитании и обучении, работа педагогов в тесном контакте Организация образовательного процесса и содержание специального образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов
Определение стратегии индивидуального коррекционного воспитания и обучения на основе комплексной диагностики, дифференцированный подход к осуществлению коррекции с учетом результатов диагностики детей, анализа социальной ситуации развития, способов их ориентации в познании окружающего мира.
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Дошкольное учреждение в процессе воспитания, обучения и специальной коррекционной работы обеспечивает исправление дефектов умственного, физического развития, необходимое для социальной адаптации и самостоятельной деятельности человека Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе педагогически обоснованного выбора педагогами программы, средств, форм и методов воспитания, обучения и коррекции с целью создания оптимальных условий для личностного и физического развития детей, предупреждения возникновения вторичных дефектов в развитии
Воспитание и обучение проводится по программам, рекомендованным Министерством образования РФ: «Программа специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л.И.Плаксиной, г. Москва, 2003 г. «Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения», Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, г.Санкт-Петербург, 1995 г. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, г.Москва г.
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: Компенсация дефектов зрения, охрана физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. Формирование личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие его возможностей и творческого потенциала. Формирование гуманных взаимоотношений, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка, приучение детей к культуре русского народа, а также других народов, проживающих на территории РФ, воспитание уважения к общечеловеческим и национальным ценностям. Создание офтальмо-гигиенических условий в группах, лечебном кабинете, и специального распорядка жизни, лечения, обучения с учетом интересов и потребностей ребенка.
Создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию, образованию дошкольников, преодолению и исправлению недостатков зрения, развитию компенсаторных возможностей. Обеспечение своевременной профилактической и коррекционно-абилитационной помощи дошкольникам, направленной на охрану и развитие зрительных функций. Обеспечение системы работы по социально-бытовой адаптации, непрерывности и взаимодополнения воспитания и обучения. Обеспечение взаимодействия с семьей слабовидяшего ребенка.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Организационно-педагогическая работа, включающая в себя методическое обеспечение коррекционно- воспитательного процесса, комплектование групп, организацию работы по совершенствованию педагогического мастерства, просветительскую работу среди воспитателей и родителей, консультативную помощь родителям детей с нарушением зрения Лечебно-восстановительная работа включает в себя раннюю всестороннюю диагностику зрительных функций, позволяющую выявить степень, характер и причины дефекта, проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных зрительных функций, стимуляции остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, комплексное медико- педагогическое воздействие для дальнейшего формирования зрительных функций, преодоления первичных, вторичных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Коррекционно-образовательная работа, целью которой является всестороннее развитие ребенка, его социализация, подготовка к школе. Для того, чтобы эффективно организовать учебно-воспитательную работу, педагогам необходимо четко знать возможности каждого воспитанника: диагноз зрительного заболевания, психофизические вторичные отклонения в его развитии, уровень подготовки, способности, генетические факторы, круг интересов, социальное окружение. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ДИАГНОЗАМ в учебном году 1.Косоглазие – 32 % 2.Астигматизм – 21% 3.Амблиопия – 13% 4.Ретинопатия – 4% 5.Сложный зрительный диагноз – 13% 6.Группа риска по миопии – 17%
ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ: Тифлопедагог и воспитатель специализированной группы должны владеть информацией о диагнозе, состоянии зрения каждого ребенка, результатах обследования врачом-офтальмологом, назначенном лечении. Учитывать диагноз и состояние зрения воспитанников при рассаживании детей на общеобразовательных занятиях. Учитывать диагноз и состояние зрения каждого ребенка при подборе заданий на коррекционно-развивающих занятиях. Выполнять офтальмо-эргономические требования: достаточная освещенность помещения, дополнительное освещение у доски, настольные лампы в зоне коррекционно-развивающих игр.
Подбор игрушек, наглядного, дидактического материала для развития зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики, ориентировки в микро- и макро-пространстве должен выполняться в соответствии со зрительным диагнозом детей в группе. Соблюдать принцип свободного доступа детей к развивающим играм и пособиям.
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ КОМПЕНСАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития. В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность. Усвоение знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность. В игре формируются психологические предпосылки готовности к школьному обучению, такие как умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилам, умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу.
Коррекционно-развивающие игры в системе работы со слабовидящими детьми Игра Сюжетно ролевая Социально-бытовая ориентировка Формирование коммуникативных навыков Социальная адаптация Игры с правилами Дидактическая Формирование сенсорных эталонов Развитие зрительного Восприятия слуха,, осязания Развитие пространственной ориентировки Развитие мелкой моторики Подвижная Ориентировка в пространстве Развитие крупной моторики Формирование навыков Ролевых действий
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Из опыта работы учителя-дефектолога Барминой П.М.
Разноцветные дорожки
Волшебные фигуры
Пройди путь
Игра «Где ты?»
Учимся ориентироваться на теле
Ориентировка на большой плоскости
Учимся работать с планом
Учимся работать со схемой
РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Из опыта работы педагога-психолога Хатунцевой И.Н.
Игра «Дерево дружбы» Цели: Развитие чувства эмпатии; Развитие чувства единства и сплоченности; Повышение уверенности в себе; Снятие психо-эмоциональнного напряжения.
Вызываем положительные эмоции
Развиваем тактильные ощущения
Развиваем чувство единства и сплоченности
Игра «Мы хотим с тобой дружить» Формировать чувство принадлежности к группе; Преодоление отчужденной позиции в отношении сверстников, разрушение защитных барьеров; Развитие мимико-жестовой речи.
Приходит новичок… Разрушаем защитные барьеры
Развиваем язык мимики, жестов и движений Веселимся
Удивляемся
Танцуем
Поем
Обижаемся
Миримся
Учимся думать
Сладко спим
Слушаем свое сердце
Делимся своей добротой
Игра «Ласковые волны» Снятие напряжения; Создание положительных эмоций.
Превращаемся в «ласковые волны»
Чувствуем теплое отношение к себе
Снимаем напряжение и вызываем положительные эмоции
Игра «Ниточка добра» Формирование позитивного отношения к сверстникам: умение увидеть в другом человеке достоинства и обеспечить его «вербальными поглаживаниями»; Создание положительных эмоции.
Клубочек добра. Формируем позитивное отношение к сверстникам
Формируем чувство принадлежности к группе; Обеспечиваем другого «вербальными поглаживаниями»
Сюжетно-ролевые творческие игры в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения. Из опыта работы учителя- дефектолога Алексеевой Е.В.
Осязание как средство познания окружающего мира Из опыта работы учителя- дефектолога Крикуновой Т.Н.
Социально-бытовая ориентировка – комплекс умений и знаний, связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими Из опыта работы учителя-дефектолога Ралдугиной М.И.