Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год
1.Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 2.Дать рекомендации педагогам по использованию карточек - схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме. Задачи :
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста
Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Вопрос педагогам : какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа ?
К. Д. Ушинский писал : « Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету ».
Мнемотехника - в переводе с греческого - « искусство запоминания ». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение ); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение ); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико - грамматическую наполняемость рассказа.
Вопрос педагогам : Где можно использовать карточки - схемы ? для обогащения словарного запаса, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Коллаж
Вопрос педагогам : как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц ? 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно ( более подробно описано у Назаровой И. И.).
1. Введение элементов символов ( формы, величины, действия ). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности ( для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален ). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое - либо качество. ( Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем. Последовательность работы с мнемотаблицами :
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире ; у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире ; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории ; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории ; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень ; словарный запас выходит на более высокий уровень ; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты
Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку.
Отгадаем загадки У н её в се в етки Праздничной расцветки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !