Родительское собрание в 1-х классах МОУ СОШ8 г.Новоузенска
Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия
Возраст Пол Стиль учителя Астенический симптом Низкая мотивация Несформированность произвольной сферы Гиперкинетический синдром Инертность нервной системы Невротические симптомы ИнфантилизмЛеворукость Неготовность к обучение в школе Нарушения интеллектуальной деятельности Школьная дезадаптация 1 этап. Напряжение в отношениях ребенка с учителями и родителями 5 этап. Отказ от учебной деятельности 4 этап. Неуспеваемость частичная или общая 3 этап. Отставание в усвоении материала 2 этап. Пробелы в знаниях Проблемы в отношениях 1 этап. Первичные трудности в учении Проблемы в учении Педагогический 4 этап. Ребенок ищет способ протеста против непрестижного положения Психологический 1 этап. Чувство тревожности, незащищенности. На уроках пассивен. При ответах напряжен, скован 3 этап. Проявляются и закрепляются психозащитные реакции 2 этап. Учебная деятельность перестает рассматриваться как значимая Активный Непослушен, нарушает дисциплину, раздражен. Учебная деятельность заменяется на спорт, занятия в студиях или асоциальное поведение Пассивный На уроках и переменах пассивен, преобладает депрессивное поведение. Конфликт между «могу» и «хочу». Возможен суицид. Влияние школьных проблем на здоровье ребенка сегодня наиболее изучено, но одновременно и менее осознаваемо педагогами. А ведь именно здесь, на физиологическом уровне, самой глубинном в организации человека, замыкаются переживания неуспешности в учебной деятельности, конфликтный характер отношений, непомерное увеличение сил и времени, затрачиваемых на учение. Особенно настораживает динамика изменений в состоянии здоровья детей в последние годы. У детей, перешагнувших порог школы, уже в первом классе наблюдается отчетливый рост отклонений в нервно-психической сфере, нарушений зрения, осанки и стопы, заболеваний органов пищеварения. Физиологический 2 этап. Смысловые барьеры 3 – 4 этапы. Эпизодические и систематические конфликты. 5 этап. Разрыв личностно- значимых для ребенка отношений
Организация работы по профилактике дезадаптации у первоклассников I этап - дошкольный Родительские собрания в детском саду Диагностика уровня школьной зрелости Посещение учителями занятий в детских садах Организация работы «Школы будущего первоклассника» Индивидуальные консультации родителей психологом и логопедом Семинар с воспитателями детских садов по окончании «Школы будущего первоклассника »
II этап – школьный Создание оптимальный условий для обучения 4-й урок проводится с использованием иных форм организации занятий Проведение занятий «Введение в школьную жизнь» Выявление причин дезадаптации Консультирование педагогов, родителей Проведение родительских собраний
Направления работы С дошкольными учреждениями Работа с родителями Работа с учащимися Работа с педагогами
Диагностика уровня школьной зрелости
Диагностика причин дезадаптации
Основные причины дезадаптации Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно Любит шумные, подвижные игры на переменах Плохо развиты мелкие мышцы рук Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста Затрудняется применить ранее усвоенный материал После объяснения учителя не может выполнить аналогичные задания При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками Не может сосредоточится на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве. Часто не может повторить за учителем самый простой материал Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения.
Диагностика уровня адаптации
Разноцветные странички отношение восторженное радостное светлое, приятное спокойное, ровное легкая тревожность тревожное состояние крайней неудовлетворенности