Общие сведения Работа над методической темой Общий алгоритм знакомства с крылатым выражением Перспективный план работы Консультации для родителей Конспекты НОД Список литературы
Домашние птицы «Как с гуся вода» Все нипочем, совершенно безразлично, не производит никакого впечатления Чтение художественных произведений Беседы Рассматривание иллюстраций, соответствующих смыслу крылатого выражения Опытно-практическая деятельность Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Совместное с детьми придумывание коротких рассказов, содержание которых соответствует смыслу данного фразеологизма. Оформление иллюстративно го материала Подготовка пособий для опытно- практической деятельности Зимую- щие птицы «Считать ворон» Бездельничать, без цели глядеть по сторонам, быть невнимательным. Чтение художественных произведений Беседа из личного опыта детей с рассматриванием иллюстраций проблемного характера Речевые игры Игры –соревнования «Кто быстрей» Продуктивная деятельность Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Продуктивная деятельность- аппликация «Ворона» Отгадывание загадок о птицах Разучивание считалки А. Усачева «считалки для ворон» Подбор иллюстраций проблемного характера Оформление коллективной аппликации «Вороны на ветке» Подготовка практических заданий- рисунков проблемного характера
Безопасность на улице и дома «Заруби на носу» Крепко –накрепко запомнить что-либо Беседы Чтение сказок Рассматривание иллюстраций Игры –алгоритмы по безопасному поведению Продуктивная деятельность Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Совместное с детьми рисование «Запрещающие знаки» по ОБЖ Оформление иллюстративно го материала проблемного характера Оформление тематического альбома по ОБЖ «Правила, которые я запомнил» Овощи«Горе луковое» Мелкие печали, ничтожные огорчения, не стоящие слез. Беседа Чтение сказок и стихов по теме Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Приготовление дома совместно с ребенком салата. Беседа из личного опыта родителей- бабушки о мамах и папах – «Горе луковое» Оформление иллюстративно го материала Подбор художественны х произведений, содержание которых соответствует смыслу фразеологизма Подготовка практических заданий- рисунков проблемного характера
Профессии, труд взрослых «Засучив рукава\Спус тя рукава«Засучив рукава\Спус тя рукава» Работать с интересом, умело, быстро/ Работать медленно, лениво, неохотно. Чтение художественных произведений Беседы Рассматривание иллюстраций Просмотр мультфильмаов Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Совместное с детьми рисование «Как я помогаю маме» Совместное с детьми рисование «Как я помогаю маме» Оформление иллюстративного материала проблемного характера Оформление иллюстративного материала проблемного характера Подбор художествен-ых произведений Подбор художествен-ых произведений Подбор мультфильмов Подбор мультфильмов Подготовка практических заданий-рисунков проблемного характера Подготовка практических заданий-рисунков проблемного характера Одежда«Шиворот навыворот» Не так как надо, не правильно Беседы Чтение сказок перевертышей Чтение художественных произведений Чтение художественных произведений Просмотр мультфильмов Творческое рассказывание Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Поместить в родительский уголок консультацию из серии «Почему мы так говорим» Совместное с ребенком рисование «Чудо- дерево». Совместное с ребенком рисование «Чудо- дерево». Оформление иллюстративного материала Оформление иллюстративного материала Подбор художественных произведений, содержание которых соответствует смыслу фразеологизма Подбор художественных произведений, содержание которых соответствует смыслу фразеологизма Подготовка практических заданий-рисунков проблемного характера Подготовка практических заданий-рисунков проблемного характера
Общие сведения Работа над методической темой Общий алгоритм знакомства с крылатым выражением Перспективный план работы Консультации для родителей Конспекты НОД Список литературы
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, как бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Н. В. Гоголь Великий, могучий русский язык богат художественными образами, сравнениями, метафорами, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и делами. Речевой фольклор является результатом отбора и фильтрации народного опыта. Русская речь всегда отличалась образностью и живостью слова. Метко сказанное слово, то есть слово образное, живое, эмоциональное, не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. Искусству образной речи нас учат писатели и поэты. В чем же особенность использования языковых средств художниками слова? Как им удается достичь красочности описания? Ответ прост - конечно же, образностью речи. Образность речи - это выразительно-изобразительные качества речи, которые создаются, благодаря употреблению слов в переносном значении. Крылатые слова и выражения – одно из средств образной и выразительной речи. Название «крылатые слова» уходит корнями в глубину веков к бессмертным произведениям Гомера «Илиада» и «Одиссея». «Крылатыми» Гомер называл те слова, которые «быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слушающего». Данное Гомеровское изречение стало термином языковедения и стилистики. «Крылатыми» стали называть устойчивые речевые обороты из литературных источников или исторических документов, из народной речи, высказывания знаменитостей, афоризмы писателей, которые в большинстве стали употребляться с долей иронии. Формирование образной речи у старших дошкольников через знакомство с фразеологизмами родного языка
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Великие умы нашей давней и недавней истории считали крылатые слова неотъемлемой частью русского языка. Это положило начало развитию целой науки - фразеологии. На необходимость приобщения детей к красоте русского слова, развития культуры речи указывали такие русские педагоги, как К. Д. Ушинский, И. Тихеева, К. Л. Флерина, Ф.А.Сохина А. Н. Усова, О. Ушакова. Они считали, что малые фольклорные формы, такие как потешки и скороговорки, загадки и фразеологизмы, пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для развития культуры речи. По словам А. П. Усовой, Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Ушинский говорил, что «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в тоже время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений….» Важным качеством речи является выразительность. Педагогический аспект этой проблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования. Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С.Л.Рубинштейн, Л.М.Леушина). Линии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Рубинштейном.
По его мнению, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. Федеральные государственные требования определили содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация», которая направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, осознания себя и окружающего мира. С помощью родного языка дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Понимание смысла крылатых слов и выражений является актуальным в формировании образной речи дошкольников. Ведь крылатые выражения находят свое отражение в произведениях художественной литературы, сказках, стихах, разговорной речи, которые ребенок осваивает на протяжении дошкольного детства. Как известно, к концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение. Старшие дошкольники начинают критически оценивать свою речь и речь окружающих; задавать вопросы, сталкиваясь с непонятными для них выражениями. - «Мама, ты говоришь, что мне «Хоть кол на голове теши!» или, что «Все как о стенку горох!» как это понять? А что, правда, можно «умереть со смеху?» А кому «медведь на ухо наступил?» Это и не мудрено, ведь дошкольнику очень трудно осознать смысловое содержание крылатых выражений, которые он, порой, слышит.
Вот почему так важно помочь ребенку в осмыслении переносного значения слов и выражений родного языка. В практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений для развития образности речи детей активно используются малые фольклорные формы: загадки, потешки, пословицы, поговорки. Мое внимание привлекло такое средство, как фразеологизмы или крылатые выражения. Выбрав данное направление работы, поставила цель : ф ормирование образной речи у старших дошкольников через знакомство с фразеологизмами родного языка. Для реализации поставленной цели определила следующие задачи: Познакомить детей с крылатыми выражениями, доступными для их понимания. Раскрыть смысл крылатых выражений через включение детей в различные виды деятельности. Способствовать обогащению словарного запаса старших дошкольников Воспитывать интерес и любовь к родному языку. В начале работы провела мониторинг понимания детьми смысла фразеологизмов на основе методики Н.В. Гавриш. Серия заданий была направлена на оценку понимания детьми значения крылатых выражений. Беседа с каждым ребенком проводилась индивидуально. Мониторинг предполагал следующие оценочные уровни: Высокий уровень - ребенок без затруднений дает правильные ответы, понимает смысл фразеологизмов; Средний уровень - ребенок испытывает небольшие затруднения, передает прямой смысл фразеологизмов; Низкий уровень - не понимает фразеологизмов, дает отрицательные ответы.
Анализ полученных данных показал, что на низком уровне понимания фразеологизмов находятся 70% детей. Свои высказывания дети сопровождали длительными паузами, скудной неясной речью, часто отказывались от ответа. 30% детей находились на среднем уровне понимания. Высказывания детей сводились к буквальному объяснению услышанного выражения - «Заруби на носу»- это больно будет, как потом дышать?», «Как с гуся вода» - гусь отряхивается и брызгается на всех», «Шиворот навыворот» - это когда колготки одеть неправильно» и т.д. Следовательно, работа по развитию образной стороны речи дошкольников необходима.
Следующим шагом был подбор образных выражений, наиболее доступных для понимания детей старшего дошкольного возраста: - «РАБОТАТЬ, СПУСТЯ РУКАВА /ЗАСУЧИВ РУКАВА» - работать с интересом, умело, быстро/ работать медленно, лениво, неохотно. - «ГОРЕ ЛУКОВОЕ» - мелкие печали, ничтожные огорчения, не стоящие слез. - «ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ» - крепко-накрепко запомнить что-либо. - «СЧИТАТЬ ВОРОН» - бездельничать, без цели глядеть по сторонам, быть невнимательным. - «ШИВОРОТ - НАВЫВОРОТ» - делать что-то не так, как надо; не правильно. - «КАК С ГУСЯ ВОДА» – не обращать внимания на увещевания, делать по-своему. Перспективный планПерспективный план работы предусматривал формы работы с детьми, родителями, оснащение предметной развивающей среды. Каждое крылатое выражение соответствовало изучаемой теме. Для более полного осмысления фразеологизма подобрала художественные произведения (сказку, стихотворение, рассказ), содержание которых соответствовало смыслу, заложенному в данное выражение. Работа по первичному знакомству с крылатым выражением осуществлялась в процессе непосредственно образовательной деятельности. Закрепление и дальнейшее осмысление детьми данного фразеологизма проходило в совместной деятельности воспитателя с детьми. Разработала общий алгоритм работы с крылатыми выражениями, предусматривающий включение различных видов детской деятельности. Это позволило знакомить детей с данными выражениями по определенной системе.общий алгоритм На основе общего алгоритма работы разработала последовательность знакомства дошкольников с каждым выбранным фразеологизмом.последовательность знакомства дошкольников с каждым выбранным фразеологизмом.
Например: Последовательность работы по знакомству с крылатыми выражениями «СПУСТЯ РУКАВА\ЗАСУЧИВ РУКАВА» (тема «Одежда») ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВОЛШЕБНЫЕ РУКАВА» Т.ШОРЫГИНОЙ, РАЗБОР ПО ВОПРОСАМ ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ КРЫЛАТОГО ВЫРАЖЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЗ ИСТОРИИ ОДЕЖДЫ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Т. ШОРЫГИНОЙ «ЕСТЬ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА» ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СОБИРАЙ-КА» ПРОСМОТР МУЛЬФИЛЬМА «ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ» ЧТЕНИЕ СКАЗОК «МОРОЗКО», «ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА», «РАБОТНИЦА И ЛЕНИВИЦА», БАСНИ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ» (К КАКОМУ ИЗ ГЕРОЕВ ПОДХОДИТ ДАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ) ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - «ОБВЕДИ ТЕХ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ, К КОТОРЫМ ПОДХОДИТ ДАННОЕ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ» Таким образом, знакомство детей с крылатым выражением на непосредственно образовательной деятельности и дальнейшее включение их в различные виды детской деятельности позволили дошкольникам понять смысл фразеологизмов: - свое эмоциональное отношение к крылатым выражениям дети выражали через продуктивную деятельность; - опытно-практическая деятельность позволила убедить детей в истинах, заложенных во фразеологизмы; - знакомство с историей возникновения выражений расширило кругозор дошкольников; - удачный подбор художественных произведений помог соотнести поступки героев со смыслом крылатого выражения и правильно оценить их.
Деятельное включение родителей в образовательный процесс является обязательным условием успешного усвоения детьми смысла крылатых выражений. На встрече в начале учебного года познакомила родителей с предстоящей работой, пригласила к сотрудничеству. С целью уточнения знаний родителей о смысле, заложенном в крылатые выражения, оформила серию консультаций: «Почему мы так говорим?», «Знаете ли вы?» и другие. Родители охотно включились в образовательный процесс- совместно с детьми изготавливали пособия к тематическим беседам, подбирали иллюстративный материал. В конце учебного года прошла совместная с родителями итоговая беседа. И дети, и родители с интересом подбирали крылатые выражения, подходящие по смыслу к содержанию сказок и рассказов, увлеченно участвовали в опытно-практической деятельности и в игровых упражнениях соревновательного характера. Родители убедились в актуальности проделанной работы и откровенно радовались сообразительности своих детей. Целенаправленная совместная деятельность по знакомству детей с крылатыми выражениями принесла положительные результаты, которые подтверждаются мониторингом уровня понимания детьми смысла фразеологизмов. В основе мониторинга заложены следующие критерии: понимание смысла предложенных фразеологизмов; соотнесение смысла крылатого выражения к поступкам и делам героев знакомых сказок, и умение правильно оценивать их; включение образных выражений в словарный запас дошкольников
Результат мониторинга: низкий уровень - у 10 % детей, средний уровень – у 60% детей, высокий уровень- у 30 % детей. Таким образом, целенаправленная совместная с родителями работа по формированию у дошкольников образной речи позволила: познакомить детей с фразеологизмами; раскрыть их смысл через различные виды детской деятельности; обогатить словарный запас старших дошкольников; вызвать у детей интерес к родной речи; положить начало формированию образной речи воспитанников. Как говорила Е.И. Тихеева«Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами». И пусть образная речь детей дошкольного возраста только формируется, но начало положено. Главное, что мне удалось обратить внимание моих воспитанников на игру слов, меткость и образность родного языка, привить им толику юмора.
Общие сведения Работа над методической темой Общий алгоритм знакомства с крылатым выражением Перспективный план работы Консультации для родителей Конспекты НОД Список литературы
Конспект проведения НОД по образовательной области « Безопасность » - беседа на тему « Правила эти помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда » Цель: Уточнить и обобщить знания детей о правилах безопасного поведения в социуме. Развивать навыки монологической речи: закреплять умение высказывать свою мысль грамматически правильно оформленным предложением. Познакомить детей с крылатым выражением « заруби себе на носу », помочь детям понять смысл данного выражения. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Материал: иллюстрации, плакаты по ОБЖ и ЗОЖ, светофор, алгоритмические игры по безопасному поведению. Ход: В: Ребята, сегодня я приглашаю вас посетить необычный музей. Оглянитесь вокруг, вы видите много разных плакатов, иллюстраций и предметов. Кто уже догадался, о чем мы будем говорить? Правильно, о безопасном поведении, о том, как сохранить свое здоровье в опасных ситуациях. Посмотрите на этот плакат(пожарная безопасность). Кто догадался, какие правила безопасности спрятались на этих картинках? Назовите номер телефона, по которому надо звонить при пожаре? Молодцы! А сейчас мы разделимся на две команды и поиграем в игру « Разложи картинки с правилами поведения при пожаре ». (алгоритмическая игра). Молодцы, хорошо помните эти правила Отгадайте загадку: С краю шумной мостовой Встал трёхглазый Постовой, На машины смотрит строго - Повинуется дорога. Что это? (светофор) Зачем он нужен на дорогах? А какие правила дорожного движения вы знаете? Посмотрите на картинки и скажите, какие правила нарушили зверята? Молодцы, крепко запомнили и эти правила. Ребята, представьте себе, что вы остались одни дома и в дверь постучался незнакомец … Попробуем поиграть в такую игру (обыгрывается 3-4 сюжета в виде игрового тренинга). Вы хорошо запомнили - нельзя открывать дверь незнакомому человеку, говорить по телефону, что родители ушли надолго. А знаете, очень давно появилось такое выражение « ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ ». Так говорили, когда хотели, чтобы кто-то крепко-накрепко что-нибудь запомнил. Конечно же, нос рубить было не надо. Просто «НОСОМ» называли небольшую палочку, на которой носили узелок с вещами или едой. (показ иллюстрации) И на этой палочке делались зарубки, чтобы не забыть о каких-то важных вещах. Посмотрев на такую зарубку, человек сразу вспоминал то,что хотел запомнить. Вот отсюда и пошло выражение « ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ », значит крепко – накрепко запомни. Вы хорошо запомнили правила безопасного поведения- « зарубили их себе на носу ». Помните их всегда, чтоб не случилась с вами беда. Последующая работа : Продуктивная деятельность - рисование « Знаки безопасности». Изготовление наглядного пособия «Цветок правил поведения в группе». Чтение художественных произведений по теме.. Сравнение выражений « ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ » и « ЗАВЯЖИ УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ »
Конспект проведения НОД по образовательной области «Коммуникация» - беседа на тему «Урожай собирай и на зиму запасай» Цель: Закрепить и обобщить знания детей об овощах: название, форма цвет, вкус, место произрастания. Развивать навыки монологической речи: закреплять умение высказывать свою мысль грамматически правильно оформленным предложением, закреплять навыки словообразования Познакомить детей с крылатым выражением «Горе луковое», помочь детям понять смысл данного выражения. Материал : иллюстрации «На огороде», муляжи овощей на тарелке. Ход: (дети встают в круг) Ребята, пришла пора собирать урожай. Давайте все вместе отправимся на огород. Мы пришли на огород- что здесь только не растет?! Мы моркови натаскаем, мы картошки накопаем Срежем мы кочан капусты - круглый,сочный, очень вкусный, Огурцов нарвем немножко и вернемся по дорожке.. В: Что же мы принесли с огорода? Как можно назвать все это одним словом? (овощи) Правильно, как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить об овощах. Посмотрите внимательно на картину («На огороде») Что вы видите? Чем заняты люди? Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? Где вырос урожай овощей? Куда повезут овощи с огорода? Молодцы, а сейчас давайте разложим овощи по местам. Огурцы положим в ящик. Получился полный ящик чего? - огурцов. Картофель положим в мешок. Получился целый мешок чего? -картофеля, и т.д. Поиграем и уточним, что можно приготовить из овощей (игра с мячом) Салат из свеклы какой? – свекольный, пюре из картофеля какое? - картофельное и т.д. Скажите ребята, а что надо сделать с овощами, чтобы из них что-то приготовить? (помыть, почистить, порезать, сварить). А кто из вас когда-нибудь чистил лук? Что происходило с вами в это время? ( текли слезы.) Правильно, даже есть такая загадка - «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.» Хотите узнать, почему так происходит? В луке есть очень едкие летучие вещества, которые раздражают слизистую оболочку глаз и вызывают слезы. Но это слезы не от боли, не от горя или обиды. Послушайте стихотворение Если мелко режем лук, По доске ножом «стук-стук»! То защиплет нам глаза- Набежит на них слеза. Слезы потекут ручьем, Мы заплачем. Но о чем? Мы заплачем не от боли, Не от горя уж тем более, Вызвал слезы не недуг, а обычный едкий лук! Люди давно приметили и стали называть такие слезы «луковыми», а значит пустяковыми. И если ребенок расстраивался и плакал по пустякам, его в шутку называли «Горе ты мое луковое». «Горе луковое» значит не настоящее горе, и не стоит по этому поводу лить слезы. Посмотрите на картинки? Как вы думаете, почему плачет эта девочка?( шарик улетел) А почему льет слезы эта девочка? ( увидела красивую куклу и хочет, чтоб её купили) Подходит ли выражение «ГОРЕ ЛУКОВОЕ» к этим девочкам? Объясните, почему вы так считаете? Правильно, это горюшко пустое и слезиночки не стоит. Запомните это выражение и никогда по пустякам слез не лейте. Расскажите дома, о каком крылатом выражении мы говорили. Расспросите родителей или бабушек и дедушек, бывало ли у них «луковое горе». Думаю, ваши мамы и папы расскажут много историй про свои «луковые слезы». Последующая работа: Чтение сказки Т.Шорыгиной «Волшебная луковица» Рассматривание иллюстраций проблемного характера. Продуктивная деятельность -«Обведи рисунок, к которому подходит выражение «Горе луковое »» Беседа с детьми о проблемных ситуациях из жизни в д/с, к которым подходит это крылатое выражение
Конспект проведения НОД по образовательной области «Коммуникация» - беседа о домашних птицах Цель: Закрепить и обобщить знания детей о домашних птицах и способах их приспособления к окружающей среде (водоплавающие и сухопутные). Упражнять в умении делать умозаключения на основе опытной деятельности. Развивать навыки монологической речи: закреплять умение высказывать свою мысль грамматически правильно оформленным предложением. Познакомить детей с крылатым выражением «Как с гуся вода», помочь детям понять смысл данного выражения. Материал : аудиозапись голоса домашних птиц, иллюстрации домашних птиц, перья, вата, смоченная растительным маслом, стаканы с водой. Ход: В: Сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы с вами отправимся на птичий двор. На одной ножке повернись и в деревне очутись. Вот мы и на месте, прислушайтесь. (Включается запись -голоса птиц) Ребята, вы уже догадались, какие птицы живут на птичьем дворе? ( Выставляются иллюстрации). Как можно назвать этих птиц одним словом? (Домашние) Почему их так называют? Как человек о них заботится? Какую пользу приносят человеку домашние птицы? Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чем отличаются гуси и утки от куриц и индюков? Правильно, куры, петухи и индюки не умеют плавать, их называют сухопутными. Гуси и утки умеют плавать, у них на лапах есть перепонки. Такими лапами удобно загребать воду, как веслами. Гусей и уток можно назвать водоплавающими. А вы знаете, люди давно заметили, что утка или гусь, выходя из воды, встряхиваются, и их перья остаются сухими. Хотите узнать, почему так происходит? Давайте проведем небольшой опыт. На ваших столах лежат перья и кусочки ваты, смоченные маслом. Проведите ватой по перу и опустите перо в стакан с водой. А теперь достаньте и встряхните. Видите, вода скатилась, и перо осталось сухим. Оказывается, через кожу гуся выделяется жир. Перья все время смазаны этим жиром. Выходя их воды, гусь встряхивается, вода стекает с перьев, и гусь остается сухим. Вода ему нипочем. Вот и про тех людей, которым все нипочем, на которых не действуют никакие уговоры и слова, говорят, что им «КАК С ГУСЯ ВОДА». Послушайте стихотворение: Мишка сегодня шалил целый день, Чашку разбил, споткнувшись о пень, Мячиком грязным испачкал диван, И с молоком опрокинул стакан. Мама ему говорит : «Так нельзя!», Мишке же все- как с гуся вода! Как вы поняли это выражение в стихотворении? Давайте повторим, про какого человека говорят - «как с гуся вода»? Запомните это выражение, а дома придумайте с родителями короткую историю с использованием этого выражения. Расскажите ее всем друзьям в детском саду. Что ж, а теперь пора возвращаться в детский сад. На одной ножке повернись и группе очутись. Последующая работа: Беседа о поведении, послушании. Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот петух и лиса».
Конспект проведения НОД по образовательной области «Коммуникация» - беседа о зимующих птицах Цель: Уточнить и обобщить знания детей о зимующих птицах родного края. Развивать навыки монологической речи: закреплять умение высказываться грамматически правильным предложением, закреплять навыки образования притяжательных прилагательных. Познакомить детей с крылатым выражением «Считать ворон», помочь детям понять смысл данного выражения. Воспитывать у детей желание быть внимательными, наблюдательными. Материал :предметные картинки птицы, мяч, иллюстрации проблемного характера на каждого ребенка, карандаши. Ход: Рассмотрите картинки и скажите, о чем мы будем гово- рить сегодня? Как вы знаете, осенью многие птицы улетают в теплые края. Почему они это делают?(птицы улетают, потому что зимой нет корма, так как все насекомые спрятались). Как назвать одним словом птиц, которые улетают на юг (перелетные). Назовите знакомых вам перелетных птиц. Назовите, какие птицы остаются зимовать? Как назвать их одним словом? ( Зимующие). Чем питаются зимующие птицы? Как мы можем помочь птицам зимой? Отгадайте загадку об одной всем вам известной зимующей птице? Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее?... (Ворона ) Ворона живет на одном месте круглый год. Её можно увидеть и зимой, и летом. Вороны очень любят сидеть на ветках и громко каркать, привлекая к себе внимание прохожих. Кто занят делом, тот не обращает на них внимания, а кому делать нечего, тот обычно останавливается, смотрит на ворон и даже может их сосчитать..Люди заметили это и придумали такое выражение «СЧИТАТЬ ВОРОН»-это значит, бездельничать, без цели глядеть по сторонам, быть невнимательным. Помните рассказ «Цветик- семицветик» про девочку Женю? Послушайте отрывок из этого рассказа. Почему собака съела у Жени все баранки ? Вставайте в круг и поиграем в игру « Чей? Чья? Чье?» (с мячом) Крыло вороны - чье крыло? (воронье). Хвост воробья –чей хвост ? (воробьиный) и т.д. Молодцы, все были внимательны, никто « ворон не считал». А теперь вернитесь за столы и внимательно рассмотрите картинки. Обведите карандашом те из них, к которым подходит выражение «СЧИТАТЬ ВОРОН». Отлично справились с заданием, надеюсь, вы крепко запомнили это выражение и никогда не будете «считать ворон», а всегда будете собранными и внимательными. Последующая работа: Игры –соревнования «Кто быстрей» Рассматривание иллюстраций проблемного характера. Продуктивная деятельность - «Обведи рисунок, к которому подходит выражение», аппликация «Вороны на ветках». Речевые игры «Четвертый лишний», «Чего не хватает». Игры на внимание и развитие памяти «Вместительный чемодан», «Бывает –не бывает»
Конспект проведения НОД по образовательной области «Коммуникация» - беседа на тему «Одежда» Цель: Закрепить и обобщить знания детей об одежде: название, части, классификация по сезонам, назначение. Развивать навыки монологической речи: закреплять умение высказываться полным предложением; закреплять падежные категории, согласование существительных с числительным. Познакомить детей с крылатым выражением «Шиворот -навыворот», помочь детям понять смысл данного выражения. Воспитывать желание выглядеть опрятным. Материал : иллюстрации одежды, одежда для игры «Кто быстрей оденется?», текст и иллюстрации к произведению К.Чуковского «Путаница». Ход:(дети встают в круг)" В: Дети, посмотрите друг на друга, на свою одежду. Все ли выглядят опрятными? У всех ли одежда правильно застегнута и заправлена? Назовите, во что одеты мальчики? А девочки? Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим об одежде? Сядет тот, у кого красная юбка, коричневые шорты и т.д… Послушайте загадку и скажите, во что одеты люди в это время года?(воспитатель загадывает загадку про осень, дети называют предметы одежды, обуви и головных уборов; выставляются предметные картинки). Правильно, эту одежду и обувь мы носим осенью, значит она какая?(осенняя) Перчатки из кожи- какие? Шапка из шерсти -какая? Сапоги из резины-какие? Послушайте следующую загадку и назовите, во что одеты люди в это время года. (воспитатель загадывает загадку о зиме, дети называют предметы одежды, обуви и головных уборов; выставляются предметные картинки). Эту одежду носят зимой. Как назвать её одним словом? (зимняя). Молодцы, а у меня есть еще одна загадка(воспитатель загадывает загадку о лете, дети называют предметы одежды, обуви и головных уборов; выставляются предметные картинки). Как назвать эту одежду? (летняя) А теперь не ленись, в круг скорее становись. Поиграем в игру «Один много» (с мячом) (один носок- много носков, один плащ –много плащей и.т.д.) Ребята, а вы умеете быстро одеваться? Сейчас и проверим. Разделимся на 2 команды и поиграем в игру «Кто быстрей оденется?»(на двух стульчиках висит вывернутая наизнанку одежда каждый ребенок бежит и выворачивает по одному предмету одежды на лицевую сторону; последний ребенок- капитан команды, быстро одевает её на себя). Ребята, а почему вы не смогли одеться сразу? Правильно, вся одежда была выветнута наизнанку, значит «ШИВОРОТ - НАВЫВОРОТ». Про человека, который одевает что-нибудь наизнанку, говорят, что он одет «ШИВОРОТ - НАВЫВОРОТ». Про того, кто что-то перепутал и сделал неправильно, тоже говорят, что у него все «ШИВОРОТ НАВЫВОРОТ». Послушайте сказку К.И.Чуковского «Путаница» (зачитывается отрывок) Можно ли сказать, что в этой сказке все происходит «шиворот - навыворот»? Почему? А сейчас, рассмотрите картинки, которые лежат на ваших столах, и обведите карандашом все, что нарисовано неправильно, то есть «шиворот - навыворот».(можно взять задания из альбома по диагностике). Молодцы, все сделали аккуратно и правильно. Никто не сможет сказать, что у вас что-то сделано «шиворот - навыворот». Предлагаю вам дома самим нарисовать рисунок, к которому подойдет выражение «шиворот - навыворот». Например «Чудо-дерево», на котором растет все, что расти не может. Приносите свои рисунки в детский сад, и мы обязательно устроим выставку под названием «Шиворот - навыворот» Последующая работа: Рассматривание иллюстраций « Что перепутал художник». Чтение сказок – перевертышей. Знакомство с историей возникновения крылатого выражения. Речевые игры «Сочиняем небылицы» Просмотр мультфильмов «Небывальщина», «Чертенок 13 или шиворот- навыворот»
Конспект проведения совместной с родителями НОД по образовательной деятельности «Коммуникация» - литературная викторина по мотивам крылатых выражений Цель: Уточнить знания детей о крылатых выражениях, понимание их смыслового значения. Уточнить знания детей о крылатых выражениях, понимание их смыслового значения. Упражнять детей в употреблении крылатых выражений в речи, применять их к героям художественных произведений. Упражнять детей в употреблении крылатых выражений в речи, применять их к героям художественных произведений. Совершенствовать монологическую сторону речи. Вовлечь родителей в совместную образовательную деятельность с детьми. Вовлечь родителей в совместную образовательную деятельность с детьми. Материал : иллюстрации -схемы крылатых выражений, мультимедиа- проектор, экран, иллюстрации проблемного характера. Ход: В: Добрый вечер, дети! Добрый вечер, уважаемые взрослые! Наш родной язык богат на образные выражения, которые встречаются с самого раннего детства в сказках, баснях, повседневной жизни. В течение года наши дети знакомились с крылатыми выражениями. Вы видите их на экране. Сегодня мы вместе с вами еще раз вспомним их и осмыслим эти выражения. Итак, уважаемые родители, наверное, каждый из вас хотя бы раз говорил своему ребенку : «Горе ты мое луковое». Сразу всплывают в памяти какие-то ситуации. Вот сейчас дети покажут вам, как они понимают это выражение. Ребята выберите только те картинки, к которым подходит выражение «Горе луковое». Объясните свой выбор (вызывается 2-3 ребенка) Молодцы, правильно понимаете это выражение. Давайте еще раз повторим,когда мы говорим «Горе луковое» (это мелкие неприятности, которые совсем не стоят слез). А теперь послушайте отрывок из сказки «Цветик-семицветик». Уважаемы родители наверняка уже догадались, какое выражение подходит к этому отрывку.. Какое? Ребята, скажите, когда мы говорим о человеке «Считает ворон» ? Правильно, когда он невнимательный, бездельничает и отвлекается на пустяки. А теперь послушайте загадку, о ком она? ( О гусе). Вопрос к родителям: «Почему гусь всегда выходит сухим из воды?» Дети, какое крылатое выражение мы знаем «Как с гуся вода» Кто расскажет, про кого или в каких случаях так говорят? Молодцы, и с этим крылатым выражением разобрались. А сейчас задание для родителей будет потруднее «Кто быстрей оденет своего ребенка» (выходят 2 родителя, на стульях одежда,вывернутая на изнанку) Почему трудно было быстро одеть детей? Да, действительно, вся одежда была «шиворот - навыворот». Это выражение тоже знакомо нашим детям. Ребята, в каких случаях мы говорим «Шиворот - навыворот». Правильно. Скажите, ребята, какие правила вы знаете? (ПДД,ЗОЖ, поведения). Сейчас выясним, хорошо ли вы их запомнили? Посмотрите на карточки (показ запрещающих знаков по пожарной безопасности) Какие правила здесь спрятались? А теперь, ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каких правилах здесь говорится? (Стих о правилах дорожного движения) Уважаемые родители, а теперь ваша очередь. Назовите правила культурного поведения. Молодцы! Все правила крепко-накрепко запомнили, а, значит, вы их… что сделали?(« зарубили на носу»). А теперь посмотрите на экран (Иллюстрация к сказке «МОРОЗКО») Как называется эта сказка? Назовите героев сказки. За что Морозко наградил Рукодельницу? А за что наказал Ленивицу? Ребята, скажите, о какой героине можно сказать, что она трудилась «Засучив рукава»? Что значит трудиться, засучив рукава? Уважаемые взрослые, а какое выражение подойдет к Ленивице? Что значит «Спустя рукава»? Вот мы и вспомнили крылатые выражения, с которыми знакомились в течение учебного года. Уважаемы взрослые ! Вы убедились, какие умные у вас дети, и как обогатилась их речь за счет образных выражений. Чаще употребляйте их в повседневной жизни, знакомьте детей с новыми, объясняйте значение крылатых выражений. Тем самым, вы будете активно развивать речь и кругозор своих детей.
Общие сведения Работа над методической темой Общий алгоритм знакомства с крылатым выражением Перспективный план работы Консультации для родителей Конспекты НОД Список литературы
Каждый воспитанный человек стремится сделать свою речь богаче, ярче, интереснее. Ведь во многом от произнесенных слов зависит, примут ли тебя на работу, повысят ли зарплату, будешь ли ты своим в компании… Первое впечатление о человеке складывается по одежке, а второе? Конечно же, по уму. Вот и вплетают люди в свою речь яркие, интересные, запоминающиеся выражения. Жаль только, далеко не все знают, что они обозначали раньше, и откуда взялось то или иное выражение. Как часто в общении со своими детьми мы произносим фразы «бежишь, сломя голову», «довел до белого каления», «кручусь, как белка в колесе» или «медведь на ухо наступил» и тому подобные. Мы, не задумываясь, применяем эти фразы и понимаем их иносказательный, скрытый смысл. Основываясь на своем опыте, знаниях, полученных от старших, из книг и фильмов, мы можем подобрать выражение, ставшее «крылатым» практи- чески к любой жизненной ситуации. Для наших детей, которые еще только учатся правильно и красиво говорить, во многом остаются непонятными «крылатые выражения». Наша задача -научить детей понимать смысл «крылатых выражений» и применять их в собственной речи.
«Спустя рукава и засучив рукава» Эти выражения появились в те далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин - 95 см, а у женщин - на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами! Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делают что-то плохо, лениво – «Работают, спустя рукава», а о людях, которые умело работают, стараются, говорили «Работают, засучив рукава». «После дождичка в четверг» Древнейшие предки русских превыше всего чтили главного бога – бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день». А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему несбыточному, что неизвестно когда исполнится.
«Шиворот - навыворот» Не так, как надо, неправильно. Сейчас это, вроде бы, вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.. «Вверх тормашками» Все наоборот, все не так, как раньше, все кувырком. В старину слово тормашить - во многих русских губерниях означало "ходить". Значит, "вверх тормашками" - это всего-навсего "вверх ходилками", "вверх ногами".
«Заруби на носу» Это выражение означает наказ крепко-накрепко запомнить что-то. Изначально говорили «заруби на нос». И «нос» не имел ничего общего с тем носом, которым нюхают. В далёком прошлом так называлась небольшая деревянная дощечка или палка, на которой носили узелок. Её везде носили с собой неграмотные люди. С помощью заострённой палочки они делали на этой дощечке особы отметки – зарубки, чтобы не забыть о важных делах. Ведь всего в голове не удержишь!. «Считать ворон » - без цели глядеть по сторонам, быть невнимательным, бездельничать. Особенно вороны любят сидеть на ветках деревьев и каркать во все горло, привлекая к себе внимание тех, кто не очень занят делами. Кто занят делом, тот не обращает на них внимания, а кому делать нечего, кто ничем не занят, тот обычно останавливается, смотрит на ворон и, даже, может их сосчитать. Люди подметили это и стали говорить о бездельниках и ротозеях, что они «считают ворон».
«Дым коромыслом»- Шум, гам, беспорядок, суматоха. В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Если дым поднимается "столбом" - будет ясно, если идет "волоком" - к туману, дождю, "коромыслом" -к ветру, непогоде, - а то и буре.. «Горе луковое»- Мелкие печали, ничтожные огорчения, не заслуживающие слез Когда мы режем или трем на терке луковицу, из глаз невольно текут слезы. Их так и называют – «луковые слезы». Ведь в луке содержатся очень пахучие, летучие вещества, которые раздражают слизистую оболочку глаз, поэтому из глаз текут слезы. Но ведь это не значит, что мы плачем от горя или боли! «Луковые слезы» - это те слезы, которые льются по пустякам. Чаще всего так полушутливо, слегка огорченно обращаются к ребенку, который опять что-то учудил.
Общие сведения Работа над методической темой Общий алгоритм знакомства с крылатым выражением Перспективный план работы Консультации для родителей Конспекты НОД Список литературы
Крылатое выражение Чтение художественного произведения, в котором заложено крылатое выражение. Объяснение смысла выражения, рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов Опытно- практическая деятельность детей Речевая игра Продуктивная деятельность
Общие сведения Работа над методической темой Общий алгоритм знакомства с крылатым выражением Перспективный план работы Консультации для родителей Конспекты НОД Список литературы
Общие сведения Работа над методической темой Общий алгоритм знакомства с крылатым выражением Перспективный план работы Консультации для родителей Конспекты НОД Список литературы