«Методика развития речи как наука» - становление методики речи как науки; - связь с другим науками; - развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи; -типы занятий по развитию речи; -методы и приемы развития речи
Три цели обучения детей родному языку Развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки.
Становление методики развития речи как науки Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания. Большим завоеванием Советской власти была организация детских садов и площадок в национальных районах с обучением детей на их родном языке. Перед дошкольными работниками возникла необходимость определить содержание и наиболее эффективные пути развития речи детей. Эти задачи удалось разрешить не сразу. Период, когда устанавливались основы советской дошкольной педагогики, был сложным. В методике развития речи наблюдалась известная односторонность в постановке задач перед детским садом. Основное внимание методистов было обращено на использование детской художественной литературы.
Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой « Родной язык, его беспрепятственно е и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания».
И. Тихеева наиболее подробно разработала такие вопросы как обогащение словаря (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову ) развитие связной речи была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку
Методика развития речи педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
Основная задача методики разрабатывать на научно- педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности
Методика развития речи дает ответ на такие основные вопросы: 1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей); 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях 3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).
Связь МРР с другими науками языкознание психология психолингвистика дошкольная педагогика анатомия физиология детская литература методика обучения русскому языку в начальной школе.
Семь основных компонентов языка и речи Развитие словаря Формирование грамматической стороны речи. Воспитание звуковой культуры речи Формирование разговорной (диалогической) речи Обучение рассказыванию (монологической речи Ознакомление с художественной литературой Подготовка детей к обучению грамоте
Средства осуществления программы развития речи в детском саду Обучение Игра Труд Бытовая или повседневная деятельность Восприятие произведений искусства Любая деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
Типы занятий по развитию речи По дидактическим целям можно выделить: Занятие по усвоению новых знаний; занятие на повторение пройденного материала; занятие на закрепление и развитие знаний, умений и навыков; обобщающее, итоговое по теме занятие; комплексное (несколько дидактических целей) или интегрированное занятие.
Методы и приемы развития речи Наглядные методы Словесные методы Практические методы (игровые) игровые методы Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием это элемент метода
ФГТ к речевому развитию дошкольников Направление «познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Коммуникация»
Задачи речевого развития в соответствии с ФГТ развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и вида; детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи Формирование словаря Организовать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда потому что, если, если бы и
Связная речь Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстников быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Учить составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Учить сочинять короткие сказки на заданную тему
Подготовка к обучению грамоте Дать представления о предложении (без грамматического определения Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на- ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах
Образовательная область «Чтение художественной литературы «Содержание образовательной области" Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса»