Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 52 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края Создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МБДОУ 52 Воротняк Е.Я г.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д. С. Лихачев)
«Предметно – развивающая среда» система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно – развивающая среда группы должна быть построена в соответствии со следующими принципами: -принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала); -принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей); -принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции города, района, края, России ); - принцип стабильности – динамичности (предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года); -принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в неё различные элементы, а так же убирать уже ненужные); -принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции); -принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению); - принцип учёта половых различий детей ( среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности ).
Младший дошкольный возраст: Цель работы в младшем дошкольном возрасте ознакомление детей с ближайшим окружением 1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию: взрослые люди семья дом, в котором ты живёшь ребенок и сверстники эмоциональные состояния поведение детей 4. Художественная литература по фольклору 3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры 2. Материал для знакомства детей с малой родиной
Уголок по патриотическому воспитанию в младшем дошкольном возрасте
1.В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию: Альбом «Профессии» Д/игра «Профессии» Альбом «Эмоциональные состояния» Игра «Домик настроений» Альбом «Наша группа» Лото «Мой дом» Альбом «Ребенок и сверстники»
2. Материал для знакомства детей с малой родиной Макет Иллюстрации «Наш родной город» Альбом «Город Амурск»
3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Альбом «Куклы – закрутки» Альбом «Дымковские игрушки» Матрешки Предметы народного декоративно – прикладного искусства Книга «Золотая хохлома» Книга «Синие цветы гжели» Куклы в национальном костюме
4. Художественная литература по фольклору Потешки Игра «Сказки» Иллюстрации к русским народным сказкам Сказки
Средний дошкольный возраст: Основные направления в работе – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры 1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции художественная литература нравственной тематики 6. Элементы краевой символики 3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры 2. Материал для знакомства детей с малой родиной 5. Элементы государственной символики 7. Элементы муниципальной символики 8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества 4. Художественная литература по фольклору
Уголок по патриотическому воспитанию в среднем дошкольном возрасте
1.Материал по социально – нравственному воспитанию Альбом «Изучаем эмоции» Игра «Все профессии важны»Альбом «Моя семья» Семейный фотоальбом группы Худ. литература нравственной тематики
2. Материал для знакомства детей с малой родиной Альбом «Наш родной город» Иллюстрации «Город», «Село» Альбом «Русская березка» Набор открыток «Амурск» Фотоальбом «Наша группа» DVD диск Альбом «Ботанический сад»
3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры Предметы народного декоративно – прикладного искусства Альбомы «Народные промыслы» Альбом «Народные костюмы»
4.Художественная литература по фольклору Потешки Русские народные сказки Иллюстрации к русским народным сказкам Поговорки Сказки
5.Элементы государственной символики 6.Элементы краевой символики 7.Элементы муниципальной символики Альбом «Символика Хабаровского края» Альбом «Город Амурск», «Амурский район» Фотоматериалы «Государственная символика» Альбом «Азбука маленького Россиянина»
8.Материал для ознакомления с защитниками Отечества Альбом «Защитники Отечества» Альбом «Наша армия» Иллюстрации «Военная техника»
Старший дошкольный возраст: Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, гос. символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. 7. Духовно-нравственное воспитание 6. Приобщение к истокам русской народной культуры 8. Художественная литература по фольклору 9. Великие соотечественники 2. Родной город 1. Моя семья 3. Мой край 4. Родная страна 10. Наша планета Земля 5. Защитники отечества
Уголок по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте
1. Моя семья «Генеалогическое дерево» «Семейное древо» Фотоальбом
2.Родной город Макет Фотоальбом Альбом «Мой город – Амурск» Книга «Возраст зрелости юного города» Альбом «Мой город»
3. Родная страна Иллюстрации «Москва – столица России» Символика Альбом «Родная страна» Альбом «Золотое кольцо России» Альбом «Моя родина Россия»
4. Мой край Атлас «Люби и знай свой край» Символика Иллюстрации «Хабаровск – столица края» Альбом «Мой край»
5. Защитники Отечества Альбом «Защитники Отечества» Альбом «Военная техника» Альбом «Ордена и медали»
6. Приобщение к истокам русской народной культуры Д/игра «Народные промыслы» Матрешки Макет Куклы – закрутки из соломы Гжель Предметы народного декоративно – прикладного искусства
7. Духовно-нравственное воспитание 8. Художественная литература по фольклору 9.Великие соотечественники Альбом «Духовно – нравственное воспитание» Иллюстрации к сказкам и былинам Альбом «Великие соотечественники»
10. Наша планета Земля Глобус Карта Книга «Наша планета»
«Мини – музей» «Кукла – лучший друг» «Музей матрешки» Организованный в группе «мини – музей» – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события, предметы разных времен. Такой музей вызывает интерес к историческому прошлому предметов нашего окружения.
«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» ( В.А.Сухомлинский)