ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Заседание 1 методического объединения классных руководителей
План проведения занятия 1. Основные функции и документация классного руководителя. 2. Требования к организации планирования, структура и формы плана воспитательной работы.
Функции классного руководителя Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Функции классного руководителя 1. Организационно - координирующие : - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей ; - установление контактов с родителями ( иными законными представителями ) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся ( лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования ); - проведение консультаций, бесед с родителями ( иными законными представителями ) обучающихся ; - взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно - вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения ;
Функции классного руководителя - организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива ; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение " малых педсоветов ", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий ; - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей ; - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом ; - ведение документации ( классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя ).
Функции классного руководителя 2. Коммуникативные : - регулирование межличностных отношений между обучающимися ; - установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися ; - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса ; - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3. Аналитико - прогностические : - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития ; - определение состояния и перспектив развития коллектива класса. 4. Контрольные : - контроль за успеваемостью каждого обучающегося ; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Цикл работы классного руководителя 1. Изучение обучающихся и коллектива класса : получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных ( о социальном и материальном положении семьи, о взаимоотношениях в семье, состоянии здоровья, уровне развития, воспитанности, индивидуальные особенности личности ). 2. Определение и формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных. 3. Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. 4. Организация и осуществление воспитательного процесса в соответствии с задачами и планом : проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. 5. Анализ и оценка воспитательной работы и результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников.
Цикл работы классного руководителя Цикл работы классного руководителя диагностика ; планирование ; реализация плана ; анализ результатов.
Формы работы классного руководителя - индивидуальные ( беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); - групповые ( творческие группы, органы самоуправления и др.): - коллективные ( конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде ( КЗоТа ) РФ ( ст. 130), Закона РФ " Об образовании ", а также Устава и других локальных документов школы. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели - 6 часов (30 процентов от ставки учителя ). Час классного руководителя (" классный час ") проводится один раз в неделю по расписанию. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Количество родительских собраний - не менее одного в триместр. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, на основании двух групп критериев : результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии ( уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости ). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя ( организация воспитательной работы с обучающимися ; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно - вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями ( иными законными представителями ) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся ).
Документация классного руководителя 1. Классный журнал. 2. План воспитательной работы с классным коллективом. 3. Личные дела учащихся. 4. Карты развития личности воспитанника, портфолио учащихся. 5. Протоколы родительских собраний. 6. Дневники учащихся. 7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально - психологических исследований в классе, с детскими работами и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ При планировании воспитательной работы необходимо учитывать : Результаты диагностики и выводы, полученные в ходе анализа ; Воспитательные и организационно - педагогические задачи ; Материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе ; Передовой опыт страны, города, образовательных учреждений ; Возможности родителей, общественности ; Воспитательный потенциал социального окружения, предприятий, культурных учреждений ; События, факты, связанные с жизнью страны, города, села ; События, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей ; Традиционные праздники учебного года Традиции учебного заведения ; Предложения, учитывающие потребности и интересы учащихся, родителей и педагогов.
Структура и форма плана классного руководителя Структура и форма плана могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки. При любой форме плана следует помнить, что содержание работы, формы и методы должны способствовать решению поставленных воспитательных задач, соответствовать уровню развития данного коллектива, учитывать психолого - возрастные особенности учащихся, соответствовать алгоритмам планирования, установленным в образовательном учреждении.
Структура плана работы классного руководителя 1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы. 2. Воспитательные задачи. 3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя. 4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе. 5. Работа с родителями и общественностью.
Календарный план Время проведения Название мероприятия Кто проводитОтметка о выполнении
Оперативный план Учебные недели Коллективные дела учащихся Оперативная работа классного руководителя Оценка результатов проделанной работы
Линейно - хронологический план Профиль дня неделиСентябрь Понедельник. День просвещения учащихся Вторник. День родителей. День стенной печати Среда. Трудовые дела учащихся Четверг. Работа с активом класса и школы Пятница. Учебные дела учащихся 1- я неделя 2- я неделя 3- я неделя 4- я неделя
План по формам деятельности День недели Работа с учащимисяРабота с родителями Общешколь - ные меро - приятия Классные мероприя - тия Индиви - дуальная работа Общешколь ные меро - приятия Индиви - дуальная работа
Календарно - тематический план По направлениям деятельности : Организационно - педагогические мероприятия. Воспитание положительного отношения школьников к учению. Политический кругозор учащихся. Воспитание нравственных ценностей у школьников. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Дисциплина и культура поведения учащихся. Физическая культура и здоровье учащихся. Экологическое воспитание. Свободное время учащихся. Работа с родителями и общественностью.
Современные подходы к планированию В настоящее время считается общепризнанным, что планирование по разделам в соответствии с основными направлениями воспитания ( трудовое, нравственное, эстетическое и др.) " разрывает " целостный педагогический процесс на части, не охватывает всего многообразия педагогических задач. Признание педагогической общественности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н. Е. Щурковой, в котором в органическом единстве нашли отражение комплексный, деятельностный и личностный в его индивидуально - творческой интерпретации подходы.
План воспитательной работы ГБОУ СОШ 18 г. Москвы на учебный год Цель воспитательной работы в школе - создание условий для воспитания, социально - педагогической поддержки развития высоконравственного, компетентного, инициативного гражданина России на основе содержательной, творческой, эмоционально - насыщенной деятельности.
Основные задачи воспитательной деятельности : Содействовать приобретению школьниками общественно значимых знаний, пониманию ими социальной роли гражданина России, формированию духовно - нравственных ценностей. Создавать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к учению и школе. Формировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, потребность заниматься физкультурой и спортом. Развивать навыки построения межличностных отношений на основе толерантности, способствовать развитию ученического самоуправления и детских инициатив. Знакомить детей с культурно - историческими и этническими традициями страны, содействовать их творческой самореализации. Формировать умения организовывать и содержательно проводить свободное время.
Виды деятельности : Ценностно - ориентировочная Учебно - трудовая Спортивно - оздоровительная Социально - коммуникативная Художественно - эстетическая Досугово - игровая