Формирование гражданской позиции у обучающихся через комплексное использование традиционных и инновационных технологий на занятиях физической культурой Учитель физической культуры МАОУ СОШ37 г. Томска Гусельникова Татьяна Сергеевна
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества. Жизнь нашего общества состоит из миллионов жизней наших соотечественников, как бы сливаясь в одну общую картину российского общества, образуя единую жизнь общества. Для того, чтобы изменить действительность к лучшему, каждый человек должен улучшить свою собственную жизнь, а именно – повысить уровень качества жизни.
Жизнь общества напрямую связана с состоянием здоровья нации. Урок физической культуры – это главный инструмент, с помощью которого необходимо оздоравливать нацию не только физически, но и морально.
В настоящее время одной из главных направленностей урока физкультуры и образования в целом является воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к миру, в котором живет молодой человек.
Ученик должен понимать, что активно занимаясь на уроке, укрепляя свое здоровье, он занимает активную гражданскую позицию: он активно участвует в оздоровлении нации. Роль учителя - дать возможность ученикам осознать, для чего именно совершается нагрузка, какой эффект на наше общество окажет выполнение упражнений на уроке трижды в неделю.
Комбинирование традиционных и инновационных технологий позволяют создать на уроке нужную атмосферу для индивидуального развития и построить процесс обучения по-новому.
Использование технологии личностно- ориентированного образования и технология проектирования позволяет ученикам проявлять инициативу и свою гражданскую позицию. Учащиеся самостоятельно могут проводить на уроке разминку, участвовать в судействе спортивных мероприятий, пробовать себя в роли учителя в «День дублера», реализовывать свои идеи в проектах
Технология поддержки ребенка Согласно данной технологии отношение к ученикам должно быть приветливым и внимательным, необходимо проявлять доверие, привлекать учеников к планированию уроков, использовать игры, привлекать к созданию творческих работ, проектов, создавать ситуации взаимного обучения, общаться в форме диалога, позитивно оценивать достижения ребенка.
Учитель вместе с учеником создает ситуацию успеха, которая стимулирует ученика на дальнейшее активное проявление своей гражданской позиции. Активнее будет происходить реализация творческих способностей учащихся, которые будут направлены на решение общественно значимых проблем.
Игровые технологии игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом, что делает ее незаменимым элементом обучения.
С помощью игры моделируются ситуации, которые происходят с человеком в социуме, игра требует от личности активного участия, чтобы достичь победы и избежать поражения. Преимущество игрового метода заключается в том, что он позволяет увидеть поведение личности в разных ситуациях и реакцию на происходящее вокруг.
Информационно-коммуникативные технологии Использование информационно- коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.
Необходимо вводить в программу по физической культуре новые виды спорта, придерживаться современных оздоровительных направлений и использоавть их в работе со школьниками, но также нельзя забывать и о традициях.
В работе школы 37 можно отметить нововведение в учебной программе с 2011 года: третий час физкультуры у девушек классов отведен на изучение фитнес-аэробики. Результатом является повышение мотивации к занятиям физической культурой, более осознанное отношение к посещению уроков и выполнению нагрузки, охотное участие девушек в работе семинаров, конференций и олимпиад по физической культуре
В процессе данной организованной деятельности наши школьники овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.
Спасибо за внимание!