ФГОС :базовые признаки эффективного внедрения
? Мы действительно работаем по стандарту второго поколения? ? Как это понять и оценить? ? Если да, то насколько успешно осуществляется данная деятельность? ? На что необходимо обратить внимание, управляя введением ФГОС?
Базовые признаки управления существенные показатели; значимые характеристики.
Базовый признак 1 Нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС, а именно: внесение изменений в Устав; разработаны и утверждены необходимые локальные акты; изданы приказы; составлены и утверждены планы.
Нормативная база ОУ соответствует требованиям ФГОС 1.1. Внесение изменений в Устав ОУ в разделы: Цели и основные характеристики образовательного процесса. Управление ОУ. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Нормативная база ОУ соответствует требованиям ФГОС 1.2. Разработка и утверждение локальных актов ОУ по введению ФГОС: 1)Положение о внеурочной деятельности в ОУ; 2)Положение о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов; 3) Положение о рабочей программе учителя – предметника; 4)Положение о портфолио учеников начальных классов и др.
Нормативная база ОУ соответствует требованиям ФГОС 1.3. Изданы приказы по введению ФГОС (около 22 приказов !).
Нормативная база ОУ соответствует требованиям ФГОС 1.4. Разработаны и утверждены планы: План работы ОУ по внедрению ФГОС. План внутришкольного контроля в контексте ФГОС. План работы по повышению квалификации педагогических и руководящих работников. План методической работы, обеспечивающей сопровождение ФГОС.
Базовый признак 2 Обеспечение условий для реализации требований ФГОС: организационное обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; финансовое обеспечение; материально – техническое обеспечение.
Обеспечение условий для реализации требований ФГОС 2.1. Организационное обеспечение. 1.План-график введения ФГОС. 2.Положение о формах самоуправления ОУ (Совет школы, Попечительский совет, Совет по введению ФГОС). Положение о Совете по введению ФГОС. Положение о рабочей группе по введению ФГОС.
Обеспечение условий для реализации требований ФГОС 2.1. Организационное обеспечение. 3.Положение о новых структурных подразделениях: Положение об информационно- библиотечном центре. Положение о культурно - досуговом центре. Положение о физкультурно – оздоровительном центре. 4.Положение о деятельности в ОУ общественных детских объединений.
Обеспечение условий для реализации требований ФГОС 2.2. Кадровое обеспечение. 1.Должностные инструкции работников ОУ приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно- квалификационными характеристиками (Приказ Минздравсоцразвития РФ от г. 761н). 2.Квалификация педагогических работников соответствует требованиям ФГОС. 3.Составлен и реализуется план повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
Обеспечение условий для реализации требований ФГОС 2.3. Информационное обеспечение. Положение об организации и проведении публичного отчёта руководителя ОУ. Положение об Интернет – сайте ОУ. Инструкция по организации электронного документооборота в ОУ. Соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся об использовании персональных данных детей, в том числе для ведения электронного журнала и электронного дневника.
Обеспечение условий для реализации требований ФГОС 2.4. Финансовое обеспечение. Внесение изменений в «Положение об оплате труда»: введение оснований для премирования.
Обеспечение условий для реализации требований ФГОС 2.5. Материально–техническое обеспечение. 1.Положение об учебном кабинете. 2.Требования к паспорту кабинета.
Базовый признак 3 3. Написана основная образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС. Приказ МОиН РФ от г «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённого Приказом МОиН РФ от г. 373»; Приказ МОиН РФ от г «Об утверждении и введение в действие ФГОС ООО».
ООП в соответствии с требованиями ФГОС Раздел 1 Целевой Раздел 2 Содержательный Раздел 3 Организационный пояснительная записка; планируемые результаты; система оценки достижения планируемых результатов. программа развития УУД; программа отдельных учебных курсов; программа внеурочной деятельности; программа коррекционной работы. учебный план; система условий реализации ООП: описание целей; сетевой график (дорожная карта) по формированию условий; контроль состояния системы условий.
Базовый признак 4 4. Содержание образования соответствует требованиям ФГОС: Список УМК сформирован в соответствии с требованиями ФГОС: o соответствие используемых учебников Федеральному перечню; o перечень учебников обеспечивает преемственность содержания образования (не происходит замены учебников из одной линии учебниками другой линии). Действует учебный план, соответствующий требованиям ФГОС.
Базовый признак 5 5. Рабочие программы по всем предметам соответствуют требованиям ФГОС. Структура рабочей программы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные, метапредметные, предметные результаты; содержание учебного предмета; тематическое планирование; описание УМК; планируемые результаты.
Базовый признак 6 6. План внеурочной деятельности, действующий в ОУ, соответствует требованиям ФГОС: модель внеурочной деятельности в ОУ разработана и утверждена; объём внеурочной деятельности реализуется полностью; внеурочная деятельность организуется по всем направлениям, предусмотренным ФГОС (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Базовый признак 7 7. Действующие программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы; соответствуют требованиям ФГОС.
Базовый признак 8 8. Разработана и действует система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО.
Базовый признак 8 Планируемые результаты предметные Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативны е УУД). Личностные (самоопределение, нравственно- этические ориентиры). Оценка освоения содержания отдельных предметов Оценка умений учиться Не подлежат итоговой оценке, накопитель над оценкой
Базовый признак 9 9. Реализуется модель преемственности на всех ступенях обучения: дошкольного – начального; начального – основного общего; основного общего – полного (общего) образования.
Базовый признак Цели и задачи методической работы соответствует основным положениям ФГОС. Векторы развития методической работы наполнение дополнительными функциями действующие структуры методической работы создание новых структур, адекватных требованиям, предъявляемым стандартом второго поколения
Базовый признак 10 Новые функции методической работы: проектирование и реализация ООП; контроль и оценка результатов введения ФГОС; управление введением ФГТ и ФГОС.
Базовый признак Используются и расширяются возможности (полномочия) государственно-общественной системы управления: заключение договора с родителями (законными представителями) о предоставления общего образования; субъекты образовательного процесса в течение года получают полную информацию по ключевым позициям введения ФГОС: размещение ООП на сайте ОУ; оформление информационных стендов о ходе реализации ООП; проведение публичных отчётов, включающих реализацию ФГОС.
ФГОС : перспективы внедрения В экспериментальном режиме введение ФГОС в 5 классах с года. Письмо МОиН УР от г. «О введении ФГОС ООО» приложение 2 «Карта самооценки готовности ОУ к введению ФГОС ООО»
ФГОС : перспективы внедрения Принято решение координационным Советом РФ по проведению профессиональных конкурсов в аспекте введения ФГОС: Лучшая разработка ООП. Лучшая программа внеурочной деятельности. Новый стандарт – новый урок.
Действительная жизнь зависит не от количества, а от качества подготовки учителей. Д.И.Менделеев
Спасибо за внимание!