ТМК ОУ «Потаповская средняя общеобразовательная школа 12» Социальный проект «Хочу жить ЗДОРОВО» Автор проекта: Совет школы Руководитель: зам.директора по ВР Новикова З.В. 2012
Содержание проблемы Медицинское обследование учащихся школы, проведенное сотрудниками медицинской службы, специалистами, выезжающими в поселок, позволили выявить хроническую патологию: С нарушением зрения- 17 человек С нарушением слуха -0 человек С нарушением речи -1 человек С нарушением ж.к. тракта -5 человек Часто болеющие ОРЗ – 26 человек Умственная отсталость: легкая степень – 4 чел.
Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу, особенно в поселках ТАО. Зачастую в школах нет штатных единиц медработников. Поэтому значительную часть этой работы распределили педагоги, воспитатели, диетсестра. Для этого необходимо провести рефлексию соматического, социального, физического, психического здоровья школьников и выяснить у них потребности в здоровье и понимание сущности здорового образа жизни.
Стратегическая цель Задачи Формирование здорового образа жизни -создать условия и валеологическую среду, направленную на сохранение и укрепление здоровья; -предупреждать и своевременно выявлять отклонения в развитии и здоровье детей; -осуществлять мониторинг здоровья учащихся; - объединить усилия педагогов по формированию, сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья детей.
Обоснование проекта Здоровый образ жизни определяет два опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни». Понятие «здоровье» имеет множество определений. Самым популярным и наиболее сконцентрированным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Понятие «образ жизни» рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. Научно-практической основой, указанной причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека,служит концепция академика Ю.П. Лисицина о наибольшем вкладе и индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) при значительно меньшем вкладе других факторов: экологических – 20-25%,наследственной предрасположенности – 20%, медицинского обслуживания – 10.
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведений личности. Таким образом, универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни для любого из учащихся остается воздействие на их стиль жизни.
Сроки реализации Исполнители Объемы и источники финансирования проекта годы Педагогические работники, врач участковой больницы, диетсестра, учитель физической культуры, ПДО. Бюджетные поступления, доходы от реализации сувениров, выполненных на уроках столярногодела.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта 1.Формирование потребности в здоровом образе жизни; 2.Осознанное отношение к здоровью и физической культуре, овладение антистрессовой защитой; 3.Умение применять простейшие способы медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях; 4.Развитие системы повышения квалификации педагогов в вопросах здоровья, рациональной организации учебного процесса; 5.Предупреждение школьных проблем и помощи детям с трудностями адаптации.
Материально- техническое обеспечение Контроль за исполнением проекта Спортивная площадка; тропа «Здоровье»; столовая; спортзал. Совет школы
Проект «Здоровье» включает следующие компоненты: 1.Образование в области здоровья. Это спланированные компоненты УП: физическая культура-3 часа. Различные учебные предметы ориентированы на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель- здоровье как необходимая составляющая общей культуры. 2.Физическое воспитание. Осуществляется в рамках учебного предмета, дополнительного образования учащихся. К большому сожалению, школа не имеет медицинского работника, который был бы ориентирован на профилактику и ранее вмешательство.
3.Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, способствует умению выбирать правильную пищу, формирует и отслеживает правила питания. Каждый ребенок 2 раза в неделю получает цельное коровье молоко. 4. Здоровая среда школы направлена на формирование физического, психологического климата в школе. 5. Руководство проектом разрабатывает стратегические линии развития проекта, выстраивает сбор информации, анализирует мониторинги. 6.Организация взаимодействия на разных уровнях компетенции по сохранению и улучшению здоровья воспитанников. 7. Воспитание в гражданине необходимости в сохранении здоровья и формировании у него потребности ЗОЖ.
Мероприятия проекта. 1. Медицинское обслуживание- врач-педиатр, стоматолог, врач-психиатр, окулист, медсестры: - плановые профилактические прививки; - организовать и провести мед.осмотр учащихся во всех классах; - еженедельный осмотр на педикулез; - проведение профилактики инфекционных заболеваний; - регулярно посещать уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях: - подготовить медицинские справки для школьников, выезжающих в летние оздоровительные лагеря; - занести в классные журналы данные о состоянии здоровья учащихся и рекомендации врачей; - ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами мед.осмотров и профилактических мероприятий;
- организация месячников по борьбе с курением; - профилактика нарушения осанки; - открытие и оснащение при школе медицинского кабинета оборудованием; 2. Исследовательская работа : -анкетирование, опрос; - использование психологических и медико- социальных методик;
3. Профилактика вредных зависимостей у учащихся : беседы, лекции; ролевые игры; творческие вечера, встреча с интересными людьми; тренинги; театрализованные представления; 4.Соревнования и спортивные праздники : спортивные турниры по различным видам спорта; спортивные праздники, приуроченные к тем или иным датам и событиям; товарищеские встречи по разным видам спорта.
5. Обслуживание на пищеблоке – диетсестра, повар, шефповар. - Контроль за технологией приготовления пищи, сроками реализации скоропортящихся продуктов, мытьем посуды; - осмотр сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний с занесением результатов в журнал; - организация диетических столов и раздельного питания; - контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов); - введение в питание соков, фруктов, овощей; - изменить интерьер в столовой/атрибутика фартук, пилотка, скатерти/
6.Помощь психолога, дефектолога: - работа по преодолению имеющихся речевых нарушений; - организация динамических пауз, логоминуток; - проведение ранней коррекции и реабилитации ребенка всех возрастных ступенях; - использование наглядной агитации: оформление альбомов; уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером/привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье/.
7. Щадящий режим, индивидуально-групповые занятия: - провести подбор школьной мебели в соответствии с ростом учащихся; - рассадить учащихся в классах в соответствии с состоянием зрения; - оборудование кабинетов согласно ГОСТов; проводить занятия в режиме двигательной активности; - соблюдение режима проветривания; - проведение перерывов между уроками при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх; - мониторинг естественной и искусственной освещенности внутри школы (чистота оконных стекол, допустимость проникновения солнечного света, достаточность искусственного освещения); - организация «Спортивных часов» с обязательным пребыванием на свежем воздухе; - организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп;
- создание Паспорта здоровья учащихся с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности. 8. Введение в учебный план уроков ритмики и ЛФК, рукоделья, «Рабочий подворья». 9. Организация школьного трудового лагеря в зимнее и летнее время «Муравейник». 10.Спортивно-оздоровительное обеспечение : - организация «Дней Здоровья»; - организовать спортивные игры для учащихся 5-11 классов, настольный теннис, легкая атлетика, гимнастика, мини-футбол и т.п. - составить для учителя физкультуры списки детей, освобожденных от занятий, детей с ограниченными возможностями;
- «Тропа здоровья», разработать программу для «Тропы здоровья»; - лыжные гонки; - проведение легкоатлетических кроссов; - плановое ведение «Совета профилактики»; - конкурс рисунков «Разноцветный мир спорта»; - организация школьного лесничества; 11. Индивидуальное обучение на дому больных детей. 12. Экскурсионно-туристическая работа: -одно-двух-трехдневные походы; -прохождение по «Тропе здоровья»; -Что? Где? Когда?, «Школа выживания»; -
13. Оздоровительная работа с работниками школы- профсоюз, учитель физкультуры, зам.директора по ВР: - санаторно-курортное лечение; - организация коллективных походов на природу; -спортивно-развлекательные программы совместно с детьми; -совместно разработанная программа соревнований с учащимися школы «Олимпийские игры», «Хейро»; -участие в поселковых соревнованиях «День оленевода»; - участие в разработке и реализации проектов «Спорт для всех», «Поселок мастеров», «Селяне».
14. Трудовая направленность-учителя трудового обучения, рукоделья: - создание проектов «Тундровячок», «Селяне».
Требуемые объемы финансирования: -канцелярские расходы –25 000р. - призовые расходы – р. - приобретение спортинвентаря р. - приобретение учебно-методической литературы р. - фотоуслуги р. - костюмы для участников представлений р. - оформление сцены – р.