«Организация здоровьесберегающей деятельности воспитателей школы-интерната » Гасишвили И. Н. старший воспитатель первой квалификационной категории
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.» Всемирная организация здравоохранения
Здоровье педагогическое определениемедицинское определение Физическое здоровье это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Психическое здоровье это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Социальное здоровье это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье система ценностей и убеждений. Физическое здоровье это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Психическое здоровье это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.
Понятие «здоровый образ жизни» благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Цель работы: Охрана психофизического здоровья; создание оптимальных условий для психофизического развития, воспитание физически и психически здоровых детей.
Задачи: Создавать в школе-интернате необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Формировать у воспитанников систему знаний о здоровом образе жизни средствами занятий в малых группах, прогулок, подвижных игр, мероприятий с привлечением медицинских специалистов. Организовать мониторинг личностного физического развития воспитанников. Способствовать правильному физическому развитию школьников и укреплению их здоровья. Способствовать методической работе воспитателей по освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Укреплять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, другими образовательными учреждениями, спортивными организациями в ходе физкультурно- оздоровительной работы.
Здоровьесберегающая технология Система, создающая максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). (О.В.Петров)
В систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинскими работниками, воспитателями, психологом и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы. З. Создание благоприятного эмоционально- психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЗНАНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ; СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛА АДЕКВАТНОСТИ МЕТОДОВ И МЕТОДИК ВОСПИТАНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ; ОТРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СЛУЖБ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА; КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ; РАЗРАБОТКА И КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Обеспечение гигиенических условий здоровьеберегающей технологии Соблюдение режима тишины Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил Соблюдение режима дня Соблюдение рекомендаций медицинских работников. психолога. социального педагога Правильное, рациональное питание с использованием качественных продуктов питания
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА оптимальный режим дня в соответствии с возрастом; оптимальный объем дополнительных занятий, способствующих повышению двигательной активности воспитанников (их частота, продолжительность, виды и формы работы); наличие занятий активно-двигательного характера утренней гимнастики, динамических пауз во время самоподготовки, прогулок, спортивных занятий и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Способы индивидуализации и осуществления личностного подхода: Изучение состояния здоровья и физического развития воспитанников Индивидуальный уровень физической нагрузки Индивидуальны подход при выполнении домашнего задания Ведение индивидуальных карт физического развития воспитанников Учет интересов и способностей воспитанников при создании спортивных секций, кружков Индивидуальные беседы с родителями и рекомендации по дальнейшему физическому развитию детей Отслеживание личных результатов спортивных выступлений воспитанников на соревнованиях разного уровня
Резервы, используемые при организации здоровьесберегающей деятельности воспитателями интерната: Школа-интернат ДЮСШ: дзюдо, баскетбол Спортивные площадки (для младших и старших школьников) Зал ЛФК Теннис (досуг) Игровые СОК «Олимп»: плавание Лыжная база (досуг) Хоккейная коробка
Результаты здоровьесберегающей деятельности : Стабилизация уровня состояния здоровья воспитанников. Уменьшение количества воспитанников, освобождённых от занятий физкультуры. Укрепление материальной базы для физкультурно- оздоровительной работы в интернате. Включенность каждого воспитателя в деятельность по сохранению здоровья школьников. Повышение роли воспитанников в пропаганде здорового образа жизни. Сотрудничество с родителями при организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Расширение круга социальных партнеров в спортивно- оздоровительной работе. Личные успехи воспитанников школы-интерната в спорте.