Творческий отчет ДОУ 12 «Буратино» Мишиной Алефтины Николаевны по теме «Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни дошкольников»
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть. Они повыпадывали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься». Януш Корчак
Образ жизни - 60% Наследственность - 17% Экология - 15% Медицина - 8% АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Статистика свидетельствует: ЗДОРОВЬЕЗДОРОВЬЕ
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Эта задача регламентируется и обеспечивается рядом нормативных правовых документов на разных уровнях компетенции: международном - Конвенция о правах ребенка; федеральном – Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; устав ДОУ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Вывод: Одним из важных направлений педагогической деятельности является система работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни у дошкольников
Новизна: Новизна: В отчете представлены практические материалы по созданию единого пространства по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Цели: Сформировать потребность в здоровом образе жизни. 3. Развивать самосознание. Цели: 1. Дать детям знания о человеческом организме. 2. Сформировать потребность в здоровом образе жизни. 3. Развивать самосознание.
Задачи: Формировать представления о строении своего тела. 3. Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. 4. Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния. 5. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям. Задачи: 1. Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм. 2. Формировать представления о строении своего тела. 3. Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. 4. Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния. 5. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Направления работы с детьми по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни: Создание здоровьесберегающей среды среды Работа с детьми Работа с родителями Специально организованное обучение (занятия, кружковая работа) Совместная деятельность педагога с детьми (игра, прогулка, индивидуальные работы, самостоятельная деятельность детей) Диагностика
Основные направления работы с детьми: 3. Формирование правил гигиены. 4. Формирование навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Основные направления работы с детьми: 1. Воспитание основ культуры здоровья. 2. Формирование представлений о себе и о здоровом образе жизни. 3. Формирование правил гигиены. 4. Формирование навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Формы и методы работы с детьми 3. Кружок «Здоровячек». 4. Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, творческие игры). 5. Беседы. 6. «Познавательные минутки». 7. Наблюдения. 8. Тематические экскурсии: библиотека, школа, стоматологическая поликлиника, продуктовые магазины. 9. Прогулки, прогулки – походы, целевые – прогулки. Формы и методы работы с детьми 1. Диагностика. 2. Организованные формы обучения на занятиях. 3. Кружок «Здоровячек». 4. Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, творческие игры). 5. Беседы. 6. «Познавательные минутки». 7. Наблюдения. 8. Тематические экскурсии: библиотека, школа, стоматологическая поликлиника, продуктовые магазины. 9. Прогулки, прогулки – походы, целевые – прогулки.
10. Закаливающие мероприятия. 11. Чтение художественной литературы. 12. Рассматривание тематических альбомов. 13. Театрализованная деятельность Закаливающие мероприятия. 11. Чтение художественной литературы. 12. Рассматривание тематических альбомов. 13. Театрализованная деятельность. 14. Моделирование ситуаций. 15. Консультации, рекомендации, памятки. 16. Анкетирование. 17. Родительские собрания. 18. Досуги, развлечения, праздники. 19. Самостоятельная деятельность. 20. Индивидуальная работа. 21. ТСО. 22. Тематическая неделя. 23. Дни здоровья. 24. Дни открытых дверей.
Работа с педагогами: Презентация педагогического проекта «Азбука здоровья»; Показ открытых мероприятий; Консультативная помощь; индивидуальная работа с воспитателями.
Модель здоровьесберегающей и развивающей среды группы: 1. Физкультурно – оздоровительная зона: - спортивные игры и оборудование (обручи, скакалки, кегли, канат, султанчики, кольцебросы, мишени, мешочки, кольца, косички, мячи, атрибуты к подвижным играм и др.) - оборудование для закаливающих процедур ( пуговичные дорожки, дорожки, валики, бревнышки, ребристые доски и др.) - оборудование для зрительной гимнастики 2. Познавательно – игровая зона: - сюжетно – ролевые игры «Больница», «Семья» и др. -дидактические игры с валеологическим содержанием («Наши маленькие помощники», «Зеленая аптека», «Больница» и др.) 3. Театральная зона: - разнообразные виды театров, - куклы – Крепыши, -элементы костюмов, декорации. 4. Опытно – экспериментальная зона: - модели, макеты, микроскопы, лупы, - энциклопедии, атласы и др. 5. Литературно – художественная зона: -книги, соответствующие возрасту детей, -иллюстрации, фотографии; -выставки рисунков, поделок, -книжки – самоделки. 6. Природная зона: -уголки природы -оформление участков д/с (экологические тропы, цветники, деревья, кустарник и др.) 7 Центр сотворчества «Родители и дети» - фотовыставки «Мама, папа, я – дружная семья», «Мы и лето», «Путешествие в царство природы». - выставки совместных работ.
Работа с родителями I этап - ознакомительный Сбор информации (анкетирование; первые впечатления; собеседование) Сбор информации (первое общение; беседа; наблюдение) II этап - общепрофилактический Наглядная агитация (стенды, консультации)Встреча со специалистами III этап – индивидуальная работа Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями и т.д. Консультативная индивидуальная помощь IV этап - интегрированный Современные мероприятия (досуги, праздники)Совместное обсуждение проблем, участие в совместных мероприятиях V этап – рефлексивный (обратная связь) Выявление изменений, анкетирование Обсуждение вопросов с привлечением дополнительных специалистов VI этап - перспективный Совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину)
День открытых дверей ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Фотовыставки Творческие совместные выставки Индивидуаль ные консультации Информацион- ная корзина «Неделя здоровья» Досуг Летопись (альбом) Наши дети
Методы диагностики: наблюдение, беседа, игра, моделирование ситуации, решение проблемных ситуаций, обыгрывания и проигрывания, комментирование детьми
Вывод Дети: понимают свою роль в окружающем мире: умеют любить себя и окружающих; имеют представления о человеческом организме, о строении своего тела; о факторах, влияющих на здоровье человека; владеют навыками личной гигиены, элементарными навыками здорового образа жизни, охраны личного здоровья и здоровья окружающих; ответственно относятся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Перспектива В дальнейшем планируем продолжить работу по воспитанию здоровой, высоконравственной личности, у которой ценности здоровья и здоровый образ жизни будут занимать приоритетные позиции в иерархии потребностей и ценностей человека.
«Здоровье не означает просто отсутствия болезни: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» Г. Сигерист.