Методическая разработка по теме «Сбережение здоровья обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» Автор: Кормщикова Елена Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 24»
Здоровье «древо» Здоровый – этимологически от «древо » Дали родители наследство Ребёнок какой он стал
Что такое здоровье? (основные понятия) «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» Всемирная организация здравоохранения
Цели Сохранить здоровье за период обучения Сформировать необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи Воспитательная Оздоровительная Образовательная Прикладная
Принципы «Не навреди»! Сознательность, активность Систематичность, непрерывность Доступность, индивидуализация Возрастная адекватность Чередование нагрузок и отдыха
Средства Двигательная направленность Эмоциональные разрядки Оздоровительная гимнастика Тренинги Лечебная физкультура Оздоровительные силы природы Гигиенические факторы
Формы работы урочная внеурочная Методы фронтальный, групповой, практический, познавательная игра, ситуационный, игровой, индивидуальные задания.
Приёмы Защитно-профилактические Компенсаторно-нейтрализующие Стимулирующие Информационно-обучающие
Компоненты здоровья физическое психическое нравственное социальное
Факторы ухудшения здоровья Интенсификация учебного процесса Недостаток двигательной активности учащихся Несоблюдение гигиенических требований Перегрузка учебных программ Стрессы Отсутствие индивидуального подхода к учащимся Неправильное питание и т. д.
Основные принципы здоровьесберегающего урока (Правила для детей) 1. Режим дня 2. Питание 3. Движение 4. Сон в холоде 5. Гнев – наружу 6. Интеллектуальная деятельность 7. Хандру, уныние – прочь! 8. Слушайте свой организм 9. Положительные эмоции 10. Всем желайте добра
1 класс2 класс3 класс4 класс Упражнения из Кинезеологии на развитие внимания: восьмёрки, «Бабочки». Упражнения: «Найди лишнее и объясни», «Распредели на группы и объясни», «Найди ошибку и объясни причину», «Исправь, докажи», «Найди соответствия». Врабатывание 2-5 минут
1 класс2 класс3 класс4 класс Задания с обратной связью. Дача нового материала и наиболее сложного. Работа с движениями по теме урока («Слоник») Устойчивое состояние до 15 минут
1 класс2 класс 3 класс 4 класс Физкультминутки двигательные Танцевально ритмические, игры, кричалки, двигательные ответы на числовые или согласительн ые задания Физкультминутки двигательные, тематические, связанные с темой урока работа по группам Физкультминутки на формирование осанки, снятие утомления глаз, дыхательные упражнения. Упражнения из Кинезеологии: «Мельница», «Думающие кончики», «Сова», «Качание икр». Самомассаж различных зон Фаза утомления
Что помогает сохранить здоровье в школе? Питание Физкультминутки Массаж Расписание Личная гигиена Способствующие средства: -растительность -фитотерапия -лампа «Чижевского», -продукты пчеловодства, -витамины и т. д Упражнения: -для глаз -дыхания -кинезеологии -укрепления осанки Гигиена процесса обучения