П О Ч Е М У ? В дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в помощи психолога. 27 % детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. Около 30% первоклассников испытывают трудности школьной адаптации на фоне выраженных школьных трудностей. Около 8% учащихся начальной школы не усваивают материал начальной школы. 30 % переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Ежегодно увеличивается число подростков с нервно- психическими расстройствами.
1.Психологическая подготовка педагогов к работе по инновационным технологиям. 2.Работа с гиперактивными детьми. 3. Реализация программ комплексного психолого-педагогического сопровождения переходных этапов в обучении. 4. Диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми. 5. Сохранение психологического и физического здоровья субъектов образовательного процесса. 6. Реализация программы мониторинга интеллектуального, личностного и социального развития учащихся с 1 по 11 класс.
Диагностика развития ребёнка (психического, личностного, социального) Реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно- развивающей направленности Анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребёнка
1. Разработка нормативной базы, связанной с деятельностью психолога (модели его деятельности, должностных обязанностей) 2. Утверждение на административном уровне плана работы психолога: диагностических мероприятий (дни, часы), просветительских мероприятий для педагогов и родителей, консилиумов и др. видов работы психолога с детьми и включение их в общий план работы школы. 3. Организационная поддержка просветительской и обучающей работы психолога с родителями и педагогическим коллективом: родительских собраний, совещаний, семинаров и т.д. 4. Создание условий для повышения квалификации психолога. 5. Оказание материальной и организационной поддержки в обеспечении школьной библиотеки психологической литературой. 6. Обеспечение условий для создания и использования в работе компьютерных технологий проведения, обработки и хранения диагностической информации, размещение на сайте школы рекомендаций для родителей, учащихся. 7. Привлечение управленческих механизмов формирования у педагогов мотивации на сотрудничество со школьным психологом. 8. Мониторинг работы и организация контроля.
Нормативно-правовая база психолого-педагогического сопровождения. «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Постановление Правительства РФ от г. 867 Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Постановление Правительства РФ от «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Приказ МО РФ от г. 636 «О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования России». Приказ МО РФ от «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». Письмо МО РФ 70/23-16 от «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Письмо МО РФ 27/901-6 от «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо МО РФ от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо МО РФ 2 от «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)» Письмо МО РФ от г. 29/ «Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС-центров». Письмо МО РФ от / «Организация службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении». Письмо МО РФ /16 от «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную». Письмо МО РФ /13 от «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Письмо Министерства образования и науки РФ от
Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения исследований уровня психического развития, диагностики возрастных особенностей учащихся на различных этапах обучения, изучения социально-психологических особенностей детских коллективов, и уровня психологической адаптации школьников 1, 5 и 10-х классов. Обеспечение методическими материалами для организации профориентационной работы в старшей школе. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям всех школьных возрастов, а также обучающими психологическими программами для ведения развивающей работы с детьми, заинтересованными в психологическом просвещении и обучении. Обеспечение методической литературой для проведения просветительской работы с родителями и педагогами.
1. Наличие технологий работы, разнообразных форм сопровождения детей: индивидуальных, групповых. 2. Наличие необходимых для работы специалистов средств, материально- техническое оснащение реализуемых программ. 3. Отчетность (разработанная процедура учета детей, нуждающихся в сопровождении и результатов сопровождения). Документация, отражающая работу специалистов, в том числе документация ПМПК образовательного учреждения. 4. Информация о предоставляемых услугах по сопровождению. 5. Наличие социальных связей и взаимодействия с другими службами (уровнями) сопровождения детей и подростков.
СТРУКТУРА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОУ ЗАПРОС УЧИТЕЛЯ БАЗОВАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЛИЗ ЗАПРОСОВ УГЛУБЛЁННАЯ ДИАГНОСТИКА ГИПОТЕЗА О ПРИЧИНАХ И ХАРАКТЕРЕ ПРОБЛЕМ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ КОНСУЛЬТИРОВАН ИЕ УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЁННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГНОЗА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Противоречия между требованиями учебного процесса и возможностями гиперактивного ребёнка. 1. Потребность ребёнка в движении- и ограничение движений на уроке. 2. Импульсивность поведения ребёнка – и нормативность отношений на уроке. 3. Многоканальное восприятие гиперактивного ребёнка – и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем. 4. Большой игровой опыт ребёнка -- и отсутствие игрового пространства в школе. 5. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребёнка--- и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков.
1. Образовательная кинесиология. 2. Технология Базарного В.Ф.
ПСИХОДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ В ПЕРИОД КРИЗИСНОГО МОМЕНТА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ (ПО ЗАПРОСУ) МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ПО ЗАПРОСУ) АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ШКОЛЕ И ДОМА
ПСИХОДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К КРИЗИСНО ЗНАЧИМОМУ МОМЕНТУ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОТОВНОСТЬ К ВЫХОДУ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ГОТОВНОСТЬ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ