Создание здоровьесберегающего образовательного пространства Зам. директора МОУ СОШ 16 Губина Т.В.
Работа школы по сохранению здоровья обучающихся. Оборудование учебных помещений; Организация образовательной деятельности; Организация внеучебной работы; Пропаганда здорового образа жизни; Организация рационального питания обучающихся.
Школьная мебель Оснащение образовательного учреждения школьной мебелью в соответствии с возрастом обучающихся. Расстановка школьной мебели в кабинетах в соответствии с требованиями СанПиН: 1. между рядами столов не менее 60 см; 2. между рядом столов и наружной продольной стеной – см; 3. от первой парты до учебной доски – 2,4 – 2,7 м; 4. наибольшая удалённость последнего места обучающегося до учебной доски – 860 см; 5. высота нижнего края доски над полом – см; 6. угол видимости доски с первых крайних парт для 5 – 11 классов не менее 35 градусов, для начальной ступени – не менее 45 градусов.
Освещение учебных кабинетов Наличие естественного левостороннего освещения. Оснащение осветительными приборами, которые обеспечивают нормированные уровни освещенности. Освещение классной доски двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками.
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника: Стрессовая педагогическая тактика: жесткая и агрессивная среда; авторитарность, подавление личности ученика; страх для мотивации обучения; жесткое ограничение во времени на выполнение задания нерациональная организация учебного процесса: несоответствие мебели, агрессивность цвета стен, штор; функциональная неграмотность педагога.
Приемы здоровьесбережения во время урочной деятельности Чередование видов деятельности во время урока (работа с книгой, раздаточным материалом, использование дидактических игр, групповых форм обучения, ТСО, наглядного материала и т.д.) Оптимальное распределение психофизической нагрузки во время урока. Переключение внимания с одного объекта на другой. Свободное передвижение по необходимости во время урока в классе. Общение учащихся между собой по учебному материалу. Создание ситуации успеха для ребенка. Для снятия статического напряжения проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, смена позы во время работы и т. д.
Профилактика нарушений здоровья Проведение утренней зарядки перед началом уроков, физкультмитнуток во время урока. Выработка навыка правильной посадки при чтении, письме. Укрепление подставки для учебника на парте ученика. Организация подвижных игр во время большой перемены. Введение часовой динамической паузы в середине учебного дня для прогулки на свежем воздухе.
Питание школьника Организация полноценного сбалансированного горячего питания обучающихся во время его пребывания в школе.
Сопровождение здоровьесбережения Совместная работа психолога и медицинского персонала по ведению мониторинга психического и физического здоровья обучающихся. По результатам мониторинга в случае необходимости внесение корректировки в работу с детьми. Поддержка тесной связи с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
На сегодняшний день 20% первоклассников поступают в школу с серьёзными нарушениями здоровья, после окончания первого класса нарушения выявляются уже у % обучающихся. М.М. Безруких (директор института возрастной физиологии РАО)