«Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции»
Педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Составляющие мотивации к самообразованию: Необходимость поиска и анализа новой информации желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие); конкуренциясоответствие современным требованиямобщественное мнение интерес к делу
Направления самообразования педагога Профессиональное (предмет преподавания) Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества ) Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) Правовое Эстетическое (гуманитарное) Историческое Политическое Информационно-компьютерные технологии Охрана здоровья,
Источники самообразования Телевидение Газеты, журналы Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Платные курсы Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации
Формы организации самообразования педагогов: индивидуальная групповая Инициатор сам педагог методические объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации
Составляющие процесса самообразования педагога Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования. Чтение конкретных педагогических периодических изданий Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету Посещение семинаров, тренингов, конференций, коллег Изучение современных психологических методик Систематическое прохождение курсов повышения квалификации Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
Результат самообразования повышение качества преподавания предмета разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования разработка новых форм, методов и приемов обучения, доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям создание комплектов педагогических разработок проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Примерные темы: Дифференцированное обучение экологии Система блочного тестирования на занятиях ИЗО Работа с одаренными детьми Интегрированные занятия по лепке Нестандартные практические работы и демонстрационные опыты Игровые моменты на занятиях логопед Развитие культуры речи на занятиях военно- патриотического воспитания Использование системы опорного конспектирования на занятиях парикмахерского искусства Разработка комплекта наглядности для занятий по аппликации
Начальное обучение и совершенствование навыков владения компьютерными технологиями и ИКТ. Создание психологического комфорта обучающихся, педагогов и родителей. Формирование целостной, духовно-нравственной, гармонично- развитой личности. Расширить знания и навыки в области современного хореографического искусства. Пропаганда ЗОЖ, формирования знания, умений и навыков поведения чрезвычайных ситуациях. Коррекционная работа с учениками, нуждающихся в специальной поддержки. Раскрыть творческую личность ребенка, воспитать любовь и уважение к народной культуре, народному творчеству. Своевременное выявление и устранение нарушений речи.
Личный план самообразования педагога В плане указываются: название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы форма отчета по проделанной работе
Спасибо за внимание!