Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
Настоящие требования включают в себя семь групп требований 1. требования к кадровому обеспечению 2.требования к обеспечению интегрированной системы безопасности дошкольного образовательного учреждения 3.требования к предметно – развивающей среде группового помещения 4. требования к территории дошкольных образовательных учреждений 5. требования к программно - методическому обеспечению 6. требования к психолого – педагогическому обеспечению 7.требования к результатам дошкольного образования
Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно- развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.)
В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1)Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда
Принципы построения программы Что нового ? соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Комплексно –тематический принцип 1)Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» (не менее недель) 2)Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» 3)Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей
Выделяют четыре основных направления развития ребенка социально-личностное развитие познавательно-речевое развитие физическое развитие художественно-эстетическое развитие.
Образовательная программа обеспечивает развитие ребенка по основным направлениям Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие Познавательно – речевое развитие Социально – личностное развитие Физическая культура ЗдоровьеМузыка Художественное творчество Познание Коммуник ация Чтение худ. лит - ры Труд Безопа сность Социали зация
Адекватные возрасту формы Учебное занятие игра наблюдение экспериментирование коллекционирование реализация проектов решение проблемных ситуаций и др.
Опора в обучении на Ведущий вид деятельности Детские виды деятельности Игровую Двигательную Коммуникативную Продуктивную Познавательно- исследовательскую Трудовую Музыкально- художественную Чтение (восприятие) художественной литературы
Виды детской деятельности Формы работы КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами ДвигательнаяПодвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования ИгроваяСюжетные игры Игры с правилами ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов
ТрудоваяСовместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проекта Познавательно-исследовательскаяНаблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально-художественнаяСлушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально- дидактические игры Чтение художественной литературыЧтение Обсуждение Разучивание
Прогнозируемы результат новвоведения Образовательный процесс в ДОУ, построенный в соответствии с ФГТ, позволит освоить дошкольнику общеобразовательную программу и сформировать интегративные качества: - физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; - любознательный, активный; - эмоционально отзывчивый; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. - овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности