Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях реализации ФГОС НОО. Из опыта работ психолого-педагогической службы ГБОУ начальная школа – детский сад 1657 Педагоги-психологи: Антипова Ю.Н. Полилова О.В.
Сложности и психологические проблемы периода адаптации первоклассников
Легкая форма адаптации Дети адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе. Средняя форма адаптации Дети имеют длительный период адаптации. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Тяжелая форма адаптации Дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями, которые нарастают от начала к концу учебного года.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: 1.Сохранение физического, психического и социального здоровья детей; 2.Установление контакта с учащимися, с учителем; 3.Формирование адекватного поведения; 4.Овладение навыками учебной деятельности.
Признаки успешной адаптации ребенка к школе 1.Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 2.Насколько легко ребенок справляется с программой. 3.Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. 4.Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников Направления работы педагога-психолога: 1.Работа с родителями 2.Работа с учителями и воспитателями ГПД 3.Работа с детьми Формы работы педагога-психолога с первоклассниками 1.Групповая 2.Индивидуальная
Динамические часы Цель – создать психолого- педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи адаптационных занятий: 1.Создание доброжелательной атмосферы в классе, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; 2.Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; 3.Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом; 4.Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; 5.Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Структура, форма проведения адаптационных занятий 1.Занятия проводятся в начале учебного года (сентябрь-октябрь) 2.Занятия проводятся с периодичностью два раза в неделю 3.Занятия проводятся одновременно со всем классом, либо по подгруппам 4.Занятия и уроки первоклассников взаимосвязаны
Спасибо за внимание!