Проектная деятельность Термин «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») определяется как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создании. Другая трактовка этого понятия – прототип, прообраз объекта или вида деятельности.
Кластер – графический систематизатор, раскрывающий взаимосвязь между объектом изучения и другими объектами и явлениями
Этапы работы методом проекта - погружение в проект - организация деятельности - осуществление деятельности - презентация результатов
Педагогический словарь: «Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов».
Причины, по которым метод проектов потерпел поражение: не было учителей, способных работать с проектами; не было разработанной методики проектной деятельности; чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения; «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»; отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий. Главное - в 1931 г. метод проектов был осужден, т.к. «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов».
Проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека в младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой деятельности; в подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил; в юношеском возрасте – за счет устремленности в будущее и желания самореализации; для взрослого человека как средство профессионально- личностного развития и усовершенствования окружающей действительности и себя.
Направленность учебно- познавательной деятельности на результат Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практике; Внутренний результат опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Условия применения метода проектов: Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная). Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании. Структурирование этапов выполнения проекта. Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Алгоритм проектной деятельности: Постановка проблемы; Оценка возможностей для решения проблемы; Формулирование цели и задач; Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта; Организация и выполнение проекта; Обобщение результатов в виде конечного продукта; Презентация проекта; Анализ: что получилось, что не получилось и почему?
Портфолио проекта: Основные функции портфолио: способствовать четкой организации работы проектной группы и каждого ее участника; служить удобным накопителем информации и справочником на протяжении работы над проектом; отразить личные достижения и рост каждого участника проекта на протяжении его выполнения; помочь объективно оценить ход работы по завершении проекта; сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация Цель проекта Зачем? Целеполагание (мы делаем проект) Задачи проекта Что? Постановка задач (для этого мы делаем) Методы и способы Как? Выбор методов и способов, (мы это можем делать) планирование Результат Что получится? Ожидаемый результат
Типология проектов: 1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. 2. Предметно-содержательная область. 3. Характер координации проекта со стороны учителя. 4. Характер контактов. 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность проекта
1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности - исследовательские - творческие - ролевые - прикладные (практико- ориентированные) - ознакомительно-ориентировочные (информационные)
2. Предметно-содержательная область монопроект (в рамках одной области знания) межпредметный надпредметный
3. Характер координации проекта со стороны учителя непосредственный (жесткий, гибкий) скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
4. Характер контактов: Внутришкольный региональный международный (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
5. Количество участников проекта: Индивидуальный Парный Групповой Коллективный
6. Продолжительность проекта: Краткосрочный Средней продолжительности Долгосрочный
Необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).
Возможные продукты проектной деятельности: газета; журнал; статья; выставка; план реконструкции объекта, оформления кабинета, размещения комнатных растений и т.п. карта; чертеж; анализы данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.) обоснованный план мероприятий; модель; сценарий (игры; праздника) пакет рекомендаций; серия иллюстраций, заданий и др.; атлас; Web-сайт; мультимедийный продукт (презентация, мультфильм и др.).
Структура паспорта проектной работы: Название проекта. Руководитель проекта. Консультант(ы) проекта. Учебный курс (предмет), в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико- ориентированный, ролевой др.). Заказчик проекта (администрация школы, учителя-предметники, муниципальные органы и др.). Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Задачи проекта (2 - 4 задачи, акцент на развивающих задачах). Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание). Предполагаемые продукт(ы) проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Примерный сценарий защиты: Постановка проблемы, ее актуальность. Представление темы и участников проекта. Обозначение проблемы, цели и задач проекта. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений (в случае научного доклада). Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта (что получилось, задачи на будущее и т.п.). Ответы на вопросы экспертной комиссии и других групп (дискуссия). Оглашение экспертных заключений и отзывов.
Основные рабочие понятия проектной деятельности учащихся: Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Условия проектной деятельности: - наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; - видение этапов проектирования; - реализация проекта.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Учебное исследование имеет своей целью не получение новых знаний, как в науке, а в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способностей к исследовательскому способу мышления, активизации личностной позиции учащегося в получении новых знаний.
Методы исследования: а) эмпирические – наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование; б) теоретические - анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий.
Распределение ролей в команде: Исследователь Творец Помощник Организатор Докладчик
Направленность на результат: Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практике; Внутренний результат опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Этапы исследовательской деятельности: - постановка проблемы или выделение основополагающего вопроса; - изучение теории, связанной с выбранной темой; - выдвижение гипотезы исследования; - подбор методик и практическое овладение ими; - сбор собственного материала; - анализ и обобщение подобранного материала; - собственные выводы.
Проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека.