Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации Владимирова Л.П. УРАО ИСМО
Межкультурная коммуникация МК – это общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). (Википедия)
Б.С. Гершунский «Россия и США на пороге третьего тысячелетия» «В современном мире нет более важной проблемы, чем поиск путей единения человеческих сообществ на основе их взаимопонимания, духовной конвергенции и интеграции…. Пришла пора понять, что в основе взаимопонимания людей, народов и государств лежит их внимание и интерес друг к другу, аргументированное, доказательное знание о тех духовных идеалах, этических приоритетах, мировоззренчески обусловленных мотивах поведения, которые в совокупности определяют менталитет той или иной общности»
Иностранный язык в России В советское времяВ наше время
Языковое образование в России Основные тенденции: 1. Значительно возрос интерес школьников к изучению ИЯ. Иностранный язык в средней школе становится одним из ведущих учебных предметов.
Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) ИККИКК языковая компенса- торная речевая социо- культурная Учебно-позна- вательная социолингвистическая предметная/ тематическая общекультурная страноведческая
Тенденции языкового образования 2. Стремление к достижению общеевропейского уровня, необходимого и достаточного для общения.
Общеевропейские уровни иноязычной коммуникативной компетенции Breakthrough (A1) - уровень выживания Waystage (A2) - допороговый уровень Threshold (B1) - пороговый уровень Vantage(B2) - пороговый продвинутый уровень Effective Operation Proficiency (C1) - высокий уровень Mastery (C2) – уровень владения языком в совершенстве
Тенденции языкового образования 3. Особое внимание уделяется социокультурному компоненту – приобщение к культуре другого народа и лучшему осознанию своей собственной культуры, включение школьников в «диалог культур»
Тенденции языкового образования 4. Возрастает интерес учащихся к изучению второго (третьего) иностранного языка. ЮНЕСКО провозгласил XXI век веком полиглотов. В качестве второго иностранного языка школьники выбирают и языки пограничных регионов (японский, китайский, польский, языки прибалтийских государств и др).
Тенденции языкового образования 5. Потребность в овладении иностранным языком, как инструментом будущей профессиональной деятельности. 6. Профильное обучение в старших классах (филологический профиль) ориентирует учеников в мире современных профессий, связанных с владением иностранным языком: педагогической, переводческой деятельности, лингвистики, международной журналистики, туристического бизнеса и др.
Тенденции языкового образования 7. Раннее обучение иностранным языкам. Новый Базисный учебный план предусматривает изучение иностранного языка на всех ступенях школьного образования: начальной, средней, старшей.
Тенденции языкового образования 8. Качественное изменение учебников, электронно-образовательных ресурсов, использование информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам.
Тенденции языкового образования 9. Изменение методики обучения иностранным языкам: использование таких современных педагогических технологий, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «портфель ученика» и др.
Тенденции языкового образования 10. Развитие дистанционной формы обучения иностранным языкам (дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы, курсы профильного обучения и др.).
Четыре основополагающих принципа современного образования Учиться познавать, приобретать знания – learning to know Учиться делать, работать – learning to do учиться сосуществовать, жить вместе – learning to live together Учиться жить – learning to be Доклад «Образование: сокрытое сокровище» (1996 г.) ЮНЕСКО
Современный учитель иностранного языка Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у школьников в соответствии с общеевропейскими уровнями владения иностранным языком во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, от его педагогического опыта, который формируется и совершенствуется в процессе педагогической деятельности.
Требования к профессиональной компетентности современного учителя Компетенции Предметная Методическая Управленческая Научная Социальная Психолого-педагогическая ИКТ- компетенция Е.Н. Соловова
Информационно- коммуникационная компетенция ИКТ- компетенция – это способность решать профессиональные задачи и проблемы в реальных ситуациях педагогической деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий. М.А. Бовтенко
Иностранные языки20 Мультимедийные программы по иностранным языкам Учитель электронный светит … Красочность, увлекательность, разнообразие форм и методов обучения вызывает интерес учащихся к иностранному языку, повышает эффективность урока.
Компьютерные обучающие программы Professor Higgins English on holidaysTriple Play Plus Hello, America! English Gold Bridge to English
Интернет-ресурсы, Российские и зарубежные образовательные порталы, сетевые сообщества
Российский общеобразовательный портал
Форум учителей английского языка
Европейская школьная сеть
Образовательный портал Великобритании Becta - next generation learning
Школьная сеть Германии
Сетевое сообщество учителей Германии
Международный образовательный веб-сайт KIDLINK Projects: I have a dream Peace project Who am I? Where do I live?
On-line уроки английского языка
Учителям английского языка
Иностранный язык в современном мире Иностранный язык выступает как средство познания мира, приобщения к культуре других народов и лучшему осознанию своей собственной культуры. Знание иностранного языка в настоящее время является одной из основных характеристик современного человека. Иностранный язык открывает путь к свободному общению людей разных национальностей, сближению культур, взаимопониманию.
Благодарю за внимание!