Программа развития Это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа на образования
Признаки программы развития Носит стратегический характер, направлена на решение наиболее важных задач Имеет ярко выраженную инновационную направленность Ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей, соц. заказа Опирается на идеологию системного, программно - целевого подхода в управлении Использует при разработке ПР специальной структурированной технологии
Задачи, решаемые программой развития 1. Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития Анализ состояния ОУ и прогнозирование тенденций изменения социального заказа Соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития Анализ и оценка достижений и проблем школы
2. Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования 3. Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние ; подготовка конкретного плана такого перехода
Когда необходима программа развития ? Высокая степень неопределенности внешней среды и ее требований к ОУ Недостаточность ресурсного обеспечения Стремление к достижению максимально высоких результатов в конкретных условиях Необходимость вовлечения всего коллектива, общественности, соц. партнеров Осознание необходимости системных преобразований в ОУ
Этапы разработки программы развития и их ожидаемые результаты Название этапаОжидаемые результаты этапов 1 Подготовительный этапГотовность команды разработчиков к работе над программой 1.1 Принятие решения о необходимости и сроках подготовки ПР Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива 1.2 Создание и запуск системы управления проектом ( проект разработки программы ) Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей 1.3 Организация рабочих групп по созданию программы, их обучение Готовность разработчиков к действиям 1.4 Подготовка необходимых ресурсов и условий для работы Готовность условий и ресурсов 1.5 Поиск доп. ресурсовПолная готовность к работе
2 Основной этап – этап разработки программы Готовность первого варианта программы развития 2.1 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.2 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения соцзаказа Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.3 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсного потенциала Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.4 Анализ и оценка достижений и конкурентных преимуществ школы Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.5 Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.6 Прогноз восприятия предполагаемых изменений Учет результатов прогнозов 2.7 Проблемный анализ состояния дел в школе Структурированный перечень основных проблем школы : информационная справка
Название этапаОжидаемые результаты этапа 2.8 Разработка и формулирование концепции желаемого будущего состояния ОУ Концепция ( концептуальный проект ) 2.9 Разработка стратегии перехода к новому состоянию школы Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новой школе ( стратегический этап ) 2.10 Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы Формулировки целей ближайшего этапа развития школы 2.11 Разработка плана действий по реализации программы Конкретный план действий ( оперативный план ) 2.12 « Сборка » и первичное редактирование полученного текста Готовность первого варианта текста ПР ( см. результаты второго этапа )
Название этапаОжидаемые результаты этапа 3 Этап экспертизы, подведение итогов и принятие решения об исполнении программы развития Принятие решения о переходе к выполнению программы развития 3.1 Оценка программы развития в школе, внесение корректив Внесение поправок в текст программы развития 3.2 Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами Экспертное заключение. Внесение поправок в текст ПР на основе экспертных заключений 3.3 Организация обсуждения и утверждения программы в школе Принятие программы развития коллективом 3.4 Передача программы на официальную экспертизу. Представление и защита программы в органах управления образованием. Принятие решения по программе Принятие окончательного решения о ПР и ее финансировании. При негативной оценке программы – возврат ее на доработку. ( см. результаты 3 этапа )
Структура программы развития I. Информационная справка об образовательном учреждении II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы III. Концепция ( концептуальный проект ) желаемого будущего состояния школы как системы IV. Стратегия и тактика перехода ( перевода ) школы в новое состояние. V. Приложения
I. Информационная справка Наименование и статус ОУ Важнейшие этапы истории школы Краткая характеристика социального окружения, характер ее влияния на ОУ Кратко описать роль школы в социуме, муниципальной системе Данные ОУ ( кол - во учащихся, класс - комплектов, виды классов, сменность занятий ) Характеристика контингента учащихся Характеристика педагогического коллектива Характеристика действующего программно - методического обеспечения учебного и воспитательного процесса Подходы к диагностике результатов образовательного процесса Характеристика состояния школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно - материальной базы ОУ Характеристика нормативно - правового и документационного обеспечения работы ОУ Система работы с педагогическими кадрами Информация об основных результатах образовательного процесса ( в динамике за ряд последних лет ), основных результатах инновационных процессов, опытно - экспериментальной работы в школе. По ходу изложения информации желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями
II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для школы внешней социальной среды Анализ состояния и прогноз тенденций адресуемых школе образовательных потребностей, социального заказа Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа Анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ школы Проблемно - ориентированный анализ состояния школы, описание ключевых проблем школы и их причин Анализ и оценка инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста Первичный прогноз восприятия новшеств в школьном сообществе, возможного сопротивления изменениям
II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы 1. Анализ состояния и прогноз тенденций адресуемых школе образовательных потребностей, социального заказа Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашей школе ; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены ? Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашей школе, и характер их предъявления ? К чему, прежде всего, предъявлялись требования : к результатам работы школы ( каким именно ), к содержанию образования, набору предметов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды ? Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа ? В какой мере заказчик был удовлетворен уровнем работы школы, исполнением заказа ? Появились ли у нашей школы новые заказчики ? Изменился ли за последнее время характер социального заказа школе и если изменился, то как ? Как справляется школа с сегодняшним социальным заказом на образование ? Как оценивает работу школы сам заказчик ?
II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы 2. Прогнозирование социального заказа Как может измениться состав заказчиков нашей школы, какие новые группы заказчиков могут появиться ? Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления ? Какие дополнительные ресурсы понадобятся школе для выполнения нового социального заказа ? Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа ?
II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы 3. Формы работы Обсуждение вышеизложенных вопросов членами ВТГ ( временной творческой группы ) Проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа ( родителей, педагогов, учащихся )
КОНЦЕПЦИЯ - ЭТО 1) определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения ; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности ; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность, система взглядов, представлений, идей. Описание основного смысла деятельности в целом.
III. Концепция желаемого будущего состояния школы Она не описывает, то что есть, а предписывает что должно быть, что должно характеризовать новую школу, какой она должна стать в результате системных нововведений. Концепция желаемого будущего состояния школы опирается на результаты проблемно - ориентированного анализа состояния школы на основе связи : проблема школы – общая идея ее решения – идея конкретного способа решения
III. Концепция желаемого будущего состояния школы 1. Стратегические основания жизнедеятельности школы и главные характеристики внутренней среды школы Система ценностей школы, ее философия ; главные принципы ее жизнедеятельности ; общая направленность школы Миссия ОУ ; принадлежность школы к тому или иному виду или разновидности ОУ ( гимназии, лицеи и т. д.) Модель ( модели ) выпускников, внутришкольный стандарт качества образования Принципы построения организационной структуры новой школы, основные организационные единицы и связи между ними Характеристика организационной культуры новой школы Общий механизм функционирования новой школы и механизм ее перехода в очередной цикл развития
III. Концепция желаемого будущего состояния школы 2. Концепция образовательной системы новой школы Общий принцип, система организации ОП ( классно - урочная или иная ) Общая структура образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, модели результатов образования ( выпускников ) для каждой подструктуры ( ступеней, школьных модулей и т. п.) Виды потоков учащихся и образовательных траекторий, виды классов, принципы набора учащихся и формирования классов и групп ; Подходы к диагностике и оценке результатов образования Принципы группировки педагогов для работы с различными категориями учащихся Общие принципы отбора и структурирования содержания образования и их реализация в учебном плане школы Принципы и способы обеспечения интеграции отдельных образовательных процессов в целостный общешкольный образовательный процесс Требования к учебным и воспитательным программам Принципы отбора и использования ведущих образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания школьников Базовые обобщенные требования к учебному занятию, воспитательному мероприятию
III. Концепция желаемого будущего состояния школы 3. Концепция обеспечивающей системы новой школы Внутренние условия жизнедеятельности школы, необходимые и достаточные для ее успешного функционирования и дальнейшего развития ( социально - психологические, организационно - педагогические, материально - технические, социально - бытовые, санитарно - гигиенические, эстетические и др.) Требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования школы и ее новой образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности ( по каждому виду ресурсов – кадровых, концептуальных, нормативно - правовых, материально - технических, финансовых и др.) Общие принципы построения и ожидаемое будущее состояние школьных структур, служб, организационных единиц, занимающихся обеспечением школы необходимыми ресурсами Внешние связи школы и их вклад в ресурсное обеспечение ее жизнедеятельности
III. Концепция желаемого будущего состояния школы 4. Концепция желаемого состояния школьного коллектива Важнейшие свойства и характеристики, необходимые коллективу для решения образовательных и обеспечивающих задач ( ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, совместимость, инновационная мобильность и др.) Характер групповой динамики и отношений в коллективе
III. Концепция желаемого будущего состояния школы. 5. Концепция управляющей системы новой школы Характеристика направленности, главных свойств управляющей системы ( адаптивность, характер управления ) Основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления ( планирования, организации, руководства, контроля ), методы и средства управления, основные управленческие технологии Организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизованные управленческие подсистемы ( аттестации кадров, контроля и т. п.) Необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности
IV. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние 1. Стратегия развития школы Основные области предстоящих преобразований ( подсистемы школы и их части, которые требуют обновления ) Основные направления развития по выделенным областям Стратегии – общие замыслы изменений по ступеням школы по ступеням школы, областям и направлениям преобразований Конкретные задачи обновления школы по всем выделенным направлениям и соответствующие им нововведения вместе с ожидаемыми результатами Этапы преобразований, последовательность и сроки их осуществления
IV. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние 2. Конкретные цели ближайшего шага развития Конкретные измеримые цели и задачи образовательной системы школы ( могут формулироваться по ступеням, параллелям, предметам, с выделением целей обучения и внеучебной воспитательной работы и т. д.) Конкретные, измеримые цели других подсистем школы, организационных единиц и подразделений. Постановка точных целей в программе развития неслучайно происходит только на этом этапе – до знания общей стратегии преобразований поставить их просто невозможно. При этом конкретные цели, ставятся на короткий отрезок времени
IV. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние 3. Конкретный оперативный план действий по реализации стратегического плана Данный раздел может рассматриваться либо как составляющая программы развития школы, либо как относительно самостоятельный текст, не входящий в нее. Но в любом случае необходимо тесно связать концепцию развития школы с планом действий по ее претворению
Реализация стратегического плана через оперативное планирование и проектную деятельность