Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе 1
2 Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок Материал однотипныйМатериал разного типа, вида и формы Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму) Преобладают проблемные, неоднозначные задания Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для « сильных » учеников) Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением Чаще фронтальная или самостоятельная работа Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая) Класс делится учителем на « сильных », « средних », « слабых » Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора
3 Особенности классификации дидактического материала Традиционный урок Личностно – ориентированный В зависимости от класса ( возраста учащихся), темы, степени его освоения Материалы различного типа, вида и формы в рамках каждой темы Доступность материала для ученика Традиционный урок Личностно – ориентированный урок Право выбора материала принадлежит учителю Право выбора задания из серии вариативного дидактического материала принадлежит ученику В классе материалы не доступны детямМатериалы всегда доступны детям Ученики редко привлекаются (или не привлекаются совсем) к изготовлению дидактического материала Ученики являются соавторами учителя в разработке материала и участвуют в его изготовлении
Ключевые моменты организации традиционного урока: Субъектный опыт ученика не учитывается учителем при планировании и проведении урока; Урок по форме и содержанию отражает видение учителем того, как лучше его построить и оснастить; Урок - последовательность этапов, которых учитель жестко придерживается, не выходит за рамки намеченного плана; Время, отведенное на уроке на определенные виды работ, жестко регламентировано; Внимание учителя приковано к контролю за реализацией в полном объеме продуманного им урока; Дидактический материал, используемый на уроке, однотипен и ранжирован по степени сложности; 4
Среди методов обучения ведущий принадлежит объяснительно – иллюстративному методу, применяя который, учитель стремится к выработке правильных познавательных действий, опираясь на наличные возможности детей. Основная форма взаимодействия на уроке – фронтальная беседа по схеме «учитель – класс»; преобладает монолог учителя или диалог в виде односложных ответов учеников на вопросы учителя; Оценивание – по конечному результату, при этом ученики часто сравниваются учителем по горизонтали «сильный – слабый», выставляется много отрицательных отметок с последующим анализом ошибок; Домашние задания однотипны (действия по образцу), одинаковые для всех. 5
6 Этапы подготовки к посещению урока Основные задачи этапа подготовки эксперта к посещению учебного занятия Соответствующие документы и учебно- методические пособия Изучение государственных эталонов (стандартов), определяющих содержание начального образования 1.Федеральный компонент государственного стандарта (начальное общее образование). 2. Концепция УМК Ознакомление с той частью образовательной программы, которая изучается в момент посещения урока 1.Учебная программа, соответствующая УМК. 2.Тематическое планирование учителя Ознакомление с методическим обеспечением образовательной программы 1. УМК для школьников (учебники, словари, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, интернет). 2. УМК для учителя (методические пособия) Анализ состояния текущего контроля1. Классные журналы. 2. Контрольные работы детей Предварительный отбор аспектов анализа учебного занятия Госстандарт и новые технологии
7 Целевое назначение урока Тип урокаРезультативность обучения Первичное усвоение новых знаний и (или) способов учебных действий Урок первичного предъ- явления новых знаний и (или) способов учебных действий Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов; выполнение действий по образцу, алгоритму Применение усваивае- мых знаний или спосо- бов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков Правильное воспроизведе- ние образцов выполнения учебных действий; безо- шибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении учебных задач Формы организации учебных занятий
8 Применение умений и навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности Урок применения знаний, умений и навыков Самостоятельность при решении учебных задач повышенной слож- ности отдельными учениками или основ- ным коллективом класса Систематизация знаний или способов действий Урок обобщения и систематизации ЗУНов Умение сформулировать обобщенный вывод, вести полемику Закрепление ЗУНов или подготовка к контрольной работе Урок повторения ЗУНовБезошибочное решение задач выполнение упражне- ний, правильные ответы умение находить и исправ- лять ошибки Проверка уровня усвоения предметных ЗУНов или сформи- рованности общих учебных умений, навыков Контрольный урокРезультаты контрольной или самостоятельной работы Решение задач, которые невозможно решить в рамках одной выше названной формы учебного занятия Комбинированный урокЗапланированный результат
Аспектный анализ урока – это детальное и всестороннее рассмотрение его как ЕДИНОГО ЦЕЛОГО под определенным углом зрения (основанием, аспектом). 9
Аспектами анализа урока начальной школы могут быть: цели (задачи) урока; основное содержание; формы обучения; самостоятельная работа учащихся; практическая направленность урока; структура урока; результативность и т. д. 10
11 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1. Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2. Результативность решения дидактической задачи урока, Содержание урокаСоответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника Методы обученияСоответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению основной триединой образовательной цели Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования УМК Результативность урокаДостижение цели решение и основной дидактической задачи урока
12 Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для решения школьникам Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока. 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) Структура урока (Структурный анализ) Соответствие структуры урока основной дидактической задаче Гигиенические требованияТемпературный режим, проветривание класса, освещенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы
Личностно-ориентированный или традиционный урок? Тема, дата Тип урока Дидактическая задача Задачи на урок: 1.Личностные 2.Метапредметные -познавательные -регулятивные -коммуникативные 3.Предметные 13 Структура урока (Серия учебных ситуаций) Деятельность учителя Деятельность учащихся
14
15 Организационные формы обучения Формы обучения Приемы обученияСодержание наблюдения Фронтальная форма обучения Словесная и наглядная передача учебной (проектно- корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Организации парной работы или выполнения дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
16 Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного клуба) высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении, результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся, опосредованное оказание индивидуальной помощи с помощью источников информации Коллективная форма организации обучения Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок
17 Классификация методов обучения Основание для классификацииГруппы методов Вид передачи и восприятия учебной информации 1. Методы словесной передачи и слухового восприятия (словесные методы – пояснения, разъяснения, рассказ, объяснение). 2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наглядные методы – иллюстрации, показ образца выполнения, демонстрация). 3. Практические методы обучения (решение задач, выполнение упражнений, лабораторные работы, трудовые действия) Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования 1.Репродуктивные методы обучения. 2.Проблемно-поисковые (продуктивные) методы Степень педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя 1.Методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. 2.Методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации
18 Основные дидактические задачи, реализуемые на этапе учебного занятия 1.Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности. 2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. 3.Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности Логика изложения и усвоения учебного материала 1.Индуктивные методы обучения 2.Дедуктивные методы обучения