ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА М.Д. БЕРШАДСКАЯ Семинар НИУ ВШЭ из цикла.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Методические материалы по реализации ФГОС по направлению «Социология»: подходы разработчиков стандартов» ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА.
Advertisements

Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Организация процесса самообразования педагога в условиях реализации ФГОС, ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» МКУ г.о.г. Воронеж «Центр развития.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БФУ им. И. Канта Май 2018.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО.
Формирование знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной работы студентов на предметах гуманитарного цикла Самостоятельная деятельность предполагает.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (технология организации самостоятельной работы студентов) Кафедра.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
1 Дисциплина «ДКиФС», Раздел «Финансовая система» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК1-14,
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж» г.Ставрополь Методические.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Транксрипт:

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА М.Д. БЕРШАДСКАЯ Семинар НИУ ВШЭ из цикла «Методические среды» на тему «Определение компетенций, развиваемых в рамках дисциплины» 28 ноября 2012

СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ; УМЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНО, АРГУМЕНТИРОВАННО И ЯСНО СТРОИТЬ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ; ГОТОВНОСТЬ К КООПЕРАЦИИ С КОЛЛЕГАМИ, К РАБОТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ; СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ; УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ; СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ; УМЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНО, АРГУМЕНТИРОВАННО И ЯСНО СТРОИТЬ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ; ГОТОВНОСТЬ К КООПЕРАЦИИ С КОЛЛЕГАМИ, К РАБОТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ; СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ; УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ; СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТИ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТА, НЕ УМЕЮЩЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ? Необходимо шаг за шагом, упорно и последовательно формировать, оценивать и развивать в высшей школе умение учиться в течение всего периода обучения. Нельзя ограничиваться формированием универсальных компетенций в первых циклах образовательной программы, как это предусмотрено стандартом. Необходим постоянный контроль на специализированных информационных материалах при освоении каждой профессиональной дисциплины. КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТИ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТА, НЕ УМЕЮЩЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ? Необходимо шаг за шагом, упорно и последовательно формировать, оценивать и развивать в высшей школе умение учиться в течение всего периода обучения. Нельзя ограничиваться формированием универсальных компетенций в первых циклах образовательной программы, как это предусмотрено стандартом. Необходим постоянный контроль на специализированных информационных материалах при освоении каждой профессиональной дисциплины.

ОК-1 способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения дескрипторы (признаки освоения) 1 обосновывает пути решения определенной проблемы на основе обобщения предоставленной информации 2 представляет логические связи между элементами информации и обосновывает выводы для постановки цели и выбора путей ее достижения 3 демонстрирует способность осуществлять отбор, интерпретацию и оценку значимых данных в области изучения для вынесения суждений о направлениях развития УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляется: 1) формулировка проблемы, 2) информация объемом 3-4 стр., содержащая сведения, позволяющие выявить факторы, способствующие решению проблемы Требуется: 1) перечислить сведения, имеющие отношение к проблеме; 2) выделить наиболее значимые сведения (данные) для решения проблемы; 3) сформулировать пути решения проблемы обосновывает пути решения четко определенной проблемы на основе обобщения предоставленной информации

ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляется информация объемом 3-4 стр. в области изучения Требуется: 1)представить логические связи между элементами информации, 2)определить недостающие данные для продолжения работ; 3)сформулировать цель дальнейших работ и обосновать пути ее достижения Представляет логические связи между элементами информации и обосновывает выводы для постановки цели и выбора путей ее достижения

ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляются данные, относящиеся к области изучения, в виде 1)текстов – 3-4 стр., 2)таблиц, 3)графиков, гистограмм Требуется: 1)осуществить отбор значимых данных для определения направлений развития, используя все виды информации; 2)обосновать выводы на основе интерпретации и оценки отобранных данных; 3)сформулировать основные направления развития, вытекающие из предоставленных материалов Демонстрирует способность осуществлять отбор, интерпретацию и оценку значимых данных в области изучения для вынесения суждений о направлениях развития

ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь УРОВЕНЬ Дескрипторы (признаки освоения) 1 Демонстрирует способность составлять рефераты по заданной теме 2 Владеет умением выявлять логические ошибки в изложении результатов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. 3 Демонстрирует способность оформлять тезисы по заданной теме, выступать с докладами с презентацией результатов

Дескрипторы уровней (признаки освоения) 1 демонстрирует способность передавать коллегам собственное понимание, умение, опыт вырабатывать систему критериев при коллективной оценке выступлений, рефератов, отчетов 2 демонстрирует способность кооперации с коллегами в организации дискуссий по актуальным вопросам в области изучения 3 демонстрирует способность использовать собственные идеи и решения в совместной работе с коллегами. ОК-3 - готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

Примеры уровней освоения Дескрипторы (признаки освоения) 1 Обосновывает включение в индивидуальный учебный план выборных дисциплин образовательной программы 2 Демонстрирует способность самостоятельного освоения учебного материала 3 Оценивает и использует результаты, сообщаемые на научных конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Примеры уровней освоения Дескрипторы уровней 1 Демонстрирует способность осмысления причин, тормозящих саморазвитие, и выбора путей их устранения 2 Демонстрирует способность оценивать свои достоинства и наметить пути их развития 3 Критически оценивает и корректирует свои рефераты, сообщения, выступления ОК-7 УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ

ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Демонстрирует способность составлять рефераты по заданной теме 1)Испытуемому предоставляется: 1)наименование темы реферата один или несколько источников информации, содержащие сведения по теме, общим объемом 3-4 стр. Требуется: 1) передать точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок (реферат-конспект, содержащий информацию по теме в обобщенном виде) - объем 1-1,5 стр.; 2) составить реферат-резюме, содержащий только основные положения данной темы; 3)составить продуктивный реферат, сопоставляющий различные точки зрения по данному вопросу 2)Портфолио Рефераты в области изучения с оценкой содержания, логики построения и грамотности изложения

ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Владеет умением выявлять логические ошибки в изложении результатов и аргументированно отстаивать свою точку зрения Испытуемому предоставляется информация объемом 3-4 стр. с логическими ошибками в изложении фактов (3-4 ошибки) и в интерпретации результатов (2-3 ошибочных вывода из 6-7) Требуется: 1)перечислить допущенные ошибки в изложении фактов; 2)исправить ошибки в изложении фактов и перечислить ошибочные выводы; 3)сформулировать правильные выводы

ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Демонстрирует способность оформлять тезисы по заданной теме, выступать с докладами с презентацией результатов 1. Испытуемому предоставляется 1)информация объемом 5-6 стр., 2)четыре варианта тезисов по представленной информации, из них три варианта составлены некорректно 3) четыре варианта презентации по представленной информации, из них три варианта составлены некорректно Требуется: 1)выбрать вариант тезисов, отражающий представленную информацию; 2) выбрать вариант презентации, отражающий представленную информацию -; 3) составить краткий доклад, следуя выбранным вариантам тезисов и презентации 2. Портфолио 1)Доклады (запись) с оценкой, 2)Презентации с оценкой

1. Испытуемому предоставляется перечень критериев оценки реферата, содержащий - значимые критерии, - критерии, не играющие существенной роли в оценке, - ошибочно выбранные критерии. Требуется: 1)удалить из перечня ошибочно выбранные критерии; 2)выделить наиболее значимые критерии; 3) дополнить перечень критериев по своему усмотрению 2. Испытуемому предоставляется 1)реферат объемом 3-4 стр., 2)две рецензии коллег на реферат Требуется: 1)выбрать рецензию с более объективной оценкой реферата и перечислить критерии оценки, содержащиеся в выбранной рецензии; 2) дополнить выбранную рецензию рассмотрением значимых критериев из второй рецензии; 4) рассмотреть дополнительные критерии, не отмеченные рецензентами 3. Портфолио 1)Участие в коллективных обсуждениях рефератов (оценка); 2)Предложения по системе критериев при коллективной оценке рефератов Демонстрирует способность передавать коллегам собственное понимание, умение, опыт вырабатывать систему критериев при коллективной оценке выступлений, рефератов, отчетов и т.п.

ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе 1. Испытуемому предоставляется 1)информация в области изучения объемом 3-4 стр. 2)перечень вопросов для обсуждения – 6-8 3)список коллег с указанием специализации (Иванов, Петров, Сидоров и т.д.) Требуется: 1)выбрать из перечня вопросов для обсуждения предоставленной информации три, наиболее актуальных вопроса, 2)представить связи обсуждаемых вопросов и определить порядок обсуждения (порядковый номер выбранных вопросов), 3)из списка коллег выделить модератора дискуссии по каждому вопросу 2. Портфолио 1) Участие в рабочей группе по определению актуальных вопросов групповых дискуссий (протоколы заседаний, оценка); 2) Участие в организации круглых столов (протоколы заседаний, оценка) Демонстрирует способность кооперации с коллегами в организации дискуссий по актуальным вопросам в области изучения

ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе 1.Испытуемому предоставляется информация, содержащая конкретные задачи проекта, сведения о продолжительности работ по выполнению поставленных задач, перечень исполнителей, специализирующихся в соответствующих областях, форма для составления графика работ Требуется: 1)установить очередность выполнения задач (этапов работ), 2)определить исполнителей этапов, 3)составить график работ 2. Портфолио 1) Совместные проекты с графиком выполнения работ с указанием исполнителей; 2) Совместные доклады Демонстрирует способность использовать собственные идеи и решения в совместной работе с коллегами

ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ 1.Испытуемому предоставляется 1)Перечень дисциплин для выбора студента, содержащий 8-12 дисциплин из различных циклов образовательной программы; 2)Закрытый тест по каждой дисциплине, содержащий 4 обоснований выбора, из которых только одно соответствует данной дисциплине Требуется: 1) распределить дисциплины перечня по циклам образовательной программы (Б1, Б2, Б3); 2) выбрать половину дисциплин из перечня; 3) выполнить тест по каждой из выбранных дисциплин Обосновывает включение в индивидуальный учебный план выборных дисциплин образовательной программы

ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ 1.Испытуемому предоставляется 1)Информация в области изучения объемом 3-4 стр. (раздел учебника по дисциплине, не вошедшей в учебный план; научная статья текст доклада и т.п.); 2)Перечень контрольных вопросов по учебному материалу; 3)Три закрытых теста по содержанию информации Требуется: 1) Определить цель изучения предоставленного учебного материала; 2) Ответить письменно на контрольные вопросы; 3) Выполнить тесты Демонстрирует способность самостоятельного освоения учебного материала

ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ 1.Испытуемому предоставляется 1)Программы - научно-практической конференции; - семинара, - курсов повышения квалификации 1)Области использования для повышения квалификации (не менее 6 пунктов в перечне; 2)Презентация результатов по одной из программ 1) По каждой программе определить область повышения квалификации; 2) Обосновать выбор программы для повышения своей квалификации; 3) Дать оценку результатов изложенных в презентации 2. Портфолио 1)Участие в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации (доклады, выступления, комментарии; 2) Использование результатов, сообщаемых на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации в виде ссылок в собственных работах – рефератах, статьях, докладах, выступлениях Оценивает и использует результаты, сообщаемые на научных конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации

ОК-7. УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ 1.Испытуемому предоставляется 1)Перечень возможных причин (недостатков), тормозящих саморазвитие (например, недостаточная грамотность, недостаточный уровень подготовки в средней школе, недостаточная способность воспринимать информацию и т.п.); 2)Пути устранения недостатков, тормозящих саморазвитие, пунктов, включая работу по освоению изучаемой дисциплины; 3)Форма соответствия недостатков их устранения для заполнения испытуемым Требуется: 1) Соотнести недостатки по перечню 1 и пути их устранения по перечню 2 в форме соответствия 3 ; 2) Указать недостатки, устранению которых способствует освоение изучаемой дисциплины ; 3) Привести примеры саморазвития за период обучения, в том числе при освоении изучаемой дисциплины Демонстрирует способность осмысления причин, тормозящих саморазвития, и поиска путей их устранения

ОК-7. УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ 1.Испытуемому предоставляется 1)Перечень достоинств, способствующих саморазвитию, пунктов; 2)Пути развития достоинств, способствующих саморазвитию, пунктов, включая работу по освоению изучаемой дисциплины; 3)Форма соответствия дост их устранения для заполнения испытуемым Требуется: 1) Соотнести недостатки по перечню 1 и пути их устранения по перечню 2 в форме соответствия 3 ; 2) Указать недостатки, устранению которых способствует освоение изучаемой дисциплины ; 3) Привести примеры саморазвития за период обучения, в том числе при освоении изучаемой дисциплины Демонстрирует способность оценивать свои достоинства и наметить пути их развития

ОК-7. УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ 1.Испытуемому предоставляется 1)Реферат, статья, презентация или текст выступления испытуемого; 2)Три рецензии, две из которых составлены некорректно; 3)Перечень недостатков рецензируемого материала, не указанных ни в одной из рецензий Требуется: 1) Выбрать корректно составленную рецензию; 2) Дополнить выбранную рецензию недостатками из перечня, если это требуется; 3) Откорректировать текст в соответствии с замечаниями, указанными в рецензии 2.Портфолио Перечень достижений за период обучения: доклады на конференциях и семинарах, презентации, статьи Критически оценивает и корректирует свои рефераты, сообщения, выступления

Благодарим за внимание