Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Причины возникновения проблем преемственности: 1.Скачкообразное изменение методов и содержания обучения – падение успеваемости, психологические трудности 2.Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает готовности учащихся к успешному включению в деятельность нового, более сложного уровня Приоритетное направление ФГОС – реализация развивающего потенциала общего среднего образования ЗАДАЧА – обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин В основе концепции развития УУД системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования показатели 1.Придание результатам образования социального и личностно значимого характера 2.Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области 3.Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний 4.Существенное повышение мотивации и интереса к учению 5.Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД УУД обеспечивают не только успешное усвоение ЗУНов, но и формирование картины мира, компетентностей в любой области познания Термин «УУД» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. – «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ»
Универсальные учебные действия (УУД) Коммуникативные УУД – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Личностные УУД – обеспечивают личностно-смысловую ориентацию и ориентацию в в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности: 1) действия смыслообразования; 2) действия нравственно-этичнеского оценивания усваиваемого содержания Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание,планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные УУД – общеучебные логические действия, действия постановки и решения проблем
Изменение парадигмы педагогического образования, превращение его в образование психолого-педагогическое Обучение, ориентированное на развитие учащихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Компетенции: предметные, метапредметные, личностные единая система диагностики Предмет деятельности психолога: технологическое обеспечение формирования и измерения указанных компетенций Цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности иуспешного обучения обучающихся
Задачи психологического сопровождения: 1.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнкаи динамику его психологического развития в процессе школьного обучения 2.Формировать навыки и развивать способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению 3.Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Основные направления деятельности школьной психологической службы: Диагностико-коррекционная (развивающая) работа Психопрофилактическая работа Психологическое консультирование Психологическое просвещение
Основное содержание психологического сопровождения: Личностное развитие Социальное развитие Познавательное развитие Коммуникативное развитие Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование) Модернизация системы управления: обеспечение психического здоровья учащихся; индивидуализация образовательных маршрутов; создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды Работа психолога – необходимый элемент системы управления, результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев
Основа критериев и методов оценки – диагностическая система психологического сопровождения 1 этап (1 класс – поступление ребёнка в школу) ноябрь - апрель Проведение диагностики школьной готовности. Проведение групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний. Групповая консультация педагогов, носящая ознакомительный характер Психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики (Цель: комплектование классов) ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: личностное совершенствование, компетентностное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС 2 этап (первичная адаптация детей к школе) сентябрь – январь САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И САМЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Консультативная и просветительская работа с родителями Выработка единого подхода к отдельным детям (групповые и индивидуальные консультации педагогов Методическая работа (построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьников) Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в школьной среде Формирование УУД средствами игры, моделирования ситуаций, групповой развивающей работы Аналитическая работа (осмысление итогов деятельности всех субъектов образования 3 этап (психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в адаптации) второе полугодие 1 класса Диагностика выявления школьников, испытывающих трудности в формировании УУД Консультирование родителей по результатам диагностики Просвещение и консультирование педагогов по вопросам возрастных особенностей детей, а так же профессиональных деформаций педагогов Семинарские занятия, направленные на преодаление психологических барьеров. Психолого-педагогическая помощь детям и методическая помощь взрослым. Цель: устранить провакации школьных трудностей Организация групповой психо-коррекционной работы. Выявление детей с ОПП. Организация психолого-медико- социального сопровождения Аналитическая работа. Результаты работы. Риски. Трудности Что мешает реализации психологического сопровождения???
Психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса 1. Приведёт к повышению эффективности обучения и воспитания 2. Станет основой мониторингов оценки личностного и познавательного развития детей 3. Позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы Результаты образования: Умения организовывать деятельность; умения объяснять явления действительности; умения ориентироваться в мире социальных нравственных и эстетических ценностей; анализировать жизненные ситуации и выбирать способы поведения. Навыки решения проблем, принятия решений, работы с информацией, коммуникации и сотрудничества
Спасибо за внимание! УСПЕХОВ!!!