«Сведения науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудность объясняется редкостью его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…» Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм ( ) немецкий педагог- демократ
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» 3 Цель образования:
Ребенок учится лучше и научится большему: когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям. когда он изучает то, что соответствует его возможностям. когда в процессе обучения он может использовать, имеющийся у него личный опыт когда он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности. УУД обеспечивают высокую эффективность в развитии личности младшего школьника 4
Готова ли школа к формированию УУД или продолжаем «давать знания»? 5
Что мешает учителю работать на новый результат? 6 ЕГЭ, ГИА
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, Способность к усвоению новых знаний и умений. Понятия УУД: УУД обеспечивают учащимся возможность самостоятельно действовать при получении образования
Обеспечивать возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения. Ставить учебные цели. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создать условия для гармоничного развития личности. Обеспечить успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД:
Виды УУД:
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка Личностные УУД 10
Личностные УУД 11
Начальная школа Среднее звено Старшее звено Результаты психологической диагностики учащихся (динамика)
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция Регулятивные УУД 13
Регулятивные УУД 14
Познавательные УУД 15 общеучебные логические постановка и решение проблем
Познавательные УУД 16
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
18
Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные 19 Деятельность учащихся на каждом этапе урока
ПланированиеПланирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные 20
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции 21
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития 22 Основные результаты начального образования
Что помогает получить новый результат? 23
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 24 Базовые образовательные технологии
Георг Зиммель: «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» 25
Спасибо за внимание!
Презентация составлена заместителем директора по УВР в начальной школе Лицея 17 г.о.Химки Московской области Александренко А.Е. 27