Современные образовательные технологии
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно- технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Педагогическая технология это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. это содержательная техника реализации учебного процесса. это содержательная техника реализации учебного процесса. это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Общие признаки основных технологий обучения
Теория учебной деятельности Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия.
Диагностическое целеполагание Проектирования целей обучения, формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать).
Направленность технологии Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения.
Организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых "технологических карт".
Ориентация учащихся Цель которой - разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности.
Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями Акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, "погружение" и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.
Контроль усвоения знаний и способов деятельности 1) входной - для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня; 2) текущий или промежуточный - после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения материала и развития учащихся (как правило, мягкий, по цепочке - контроль, взаимоконтроль, самоконтроль), заканчивающийся коррекцией усвоения; 3) итоговый - для оценки уровня усвоения.
Оценка уровня усвоения знаний Наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки.
Основные педагогические технологии Технология целеполагания. Технология целеполагания. Технология блочно-модульного обучения. Технология блочно-модульного обучения. Информационные технологии. Информационные технологии. Технология личностно-ориентированного обучения. Технология личностно-ориентированного обучения. Технология компетентностного подхода в обучении. Технология компетентностного подхода в обучении. Технология исследовательской деятельности. Технология исследовательской деятельности. Технология проектной деятельности. Технология проектной деятельности. Технология дифференцированного обучения. Технология дифференцированного обучения. Технология деятельностного подхода. Технология деятельностного подхода. Технология здоровьесберегающего обучения. Технология здоровьесберегающего обучения. Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения. Технология моделирования в учебной деятельности. Технология моделирования в учебной деятельности.