Психологическое сопровождение итоговой аттестации
Психологические трудности на ЕГЭ Познавательные Личностные Процессуальные
Познавательные трудности Причины познавательных трудностей: -недостаточный объем знаний; -неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета; -недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями. Необходимые психические функции: –высокая мобильность, переключаемость; –высокий уровень организации деятельности; –высокая и устойчивая работоспособность; –высокий уровень концентрации внимания, произвольности; –четкость и структурированность мышления, комбинаторность; –сформированность внутреннего плана действий.
Познавательные трудности Группы риска очень низкий общий уровень организации деятельности; неустойчивая работоспособность; колебания темпа деятельности; неустойчивое внимание, рассеянность. низкая подвижность, низкая лабильность психических функций; с трудом переключаются с одного задания на другое; основательны и зачастую медлительны; требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. высокая утомляемость, истощаемость; быстро снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок; утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. высокий темп деятельности; импульсивны и порой несдержанны; быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не видят собственных ошибок; склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности; невысокая значимость учебных достижений. Застревающие дети Астеничные дети Гипертимные дети Дети с трудностями произвольности и самоорганизации
Личностные трудности Причины личностных трудностей: -недостаток информации о процедуре; -отсутствие возможности получить поддержку взрослых. Основное проявление личностных трудностей: повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности
Личностные трудности Группы риска – низкий уровень самоконтроля, волевых процессов; – не могут сосредоточиться; – не обладают сформированной познавательной мотивацией; – внешний локус контроля; – испытывают трудности с выделением главного, с планированием и организацией своей деятельности; – отсутствует системность мышления. – ответственность, организованность, исполнительность; – очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности; – характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. – трудно контролировать свое эмоциональное состояние. – учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением; – склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную; – особую тревогу вызывает проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.); – трудности с концентрацией внимания. – не умеют опираться на собственное мнение, – склонны прибегать к помощи других людей; – не могут самостоятельно проверить качество своей работы: сами себе не доверяют; – испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения; – они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Перфекционисты и «отличники» Тревожные дети Неуверенные детиИнфантильные дети
Процессуальные трудности Причины трудностей: -недостаточное знакомство с процедурой экзамена; -отсутствие четкой стратегии деятельности. Виды трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов; трудности, связанные с ролью взрослого; трудности, связанные с критериями оценки; трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Психологическое сопровождение итоговой аттестации НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогическим коллективом
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Работа с учащимися ИНДИВИДУАЛЬНАЯ: консультирование; индивидуальные рекомендации. ГРУППОВАЯ: групповое консультирование (информирование); психодиагностика (определение типа мышления, группы риска, ведущей репрезентативной системы и др.); развивающие занятия (тренинги и ролевые игры); групповые дискуссии; общие рекомендации психолога и педагогов.
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ ВКЛЮЧАЮТ: Информационный блок; Эмоциональный блок; Поведенческий блок. Работа с учащимися
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: -что такое единый государственный экзамен (сущность, процедура, содержание ЕГЭ); -построение режима дня во время подготовки к экзамену с учётом индивидуальных особенностей ; -индивидуальный способ деятельности (выработать индивидуальный стиль при сдаче ЕГЭ); -эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала; -как справиться со стрессом на экзамене; -уверенное и неуверенное поведение на экзамене. Работа с учащимися
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Работа с родителями учащихся ИНДИВИДУАЛЬНАЯ: консультирование; индивидуальные рекомендации. ГРУППОВАЯ: групповое консультирование; анкетирование (помощь в определении группы риска, к которой может быть отнесен ученик); ролевые игры (моделирование ситуации экзамена, когда родители выступают в роли учеников); общие рекомендации психолога и педагогов.
Работа с родителями учащихся Основные темы для обсуждения (информирование): психологические особенности данного возраста; сущность и процедура ЕГЭ; оптимальные условия подготовки ученика к экзамену; создание эмоционального настроя; организация режима дня.
Вовлечение родителей является обязательным условием эффективной подготовки выпускников к ЕГЭ Общая ответственность школы и родителей за подготовку детей к ЕГЭ Работа с родителями учащихся
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Работа с педагогическим коллективом индивидуальное консультирование; групповое консультирование (работа с негативными установками в отношении к ЕГЭ, стратегии работы с детьми групп риска и др.); анкетирование; выработка рекомендаций при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.