Выступление на пед.совете учитель информатики и ИКТ Латий В.В. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий являются метод проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Что мы понимаем под методом проектов.
Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания
если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
ЭтапыЗадачи. Содержание работы. 1. Подготовительный а) Определение темы; б) выбор рабочей группы. 2. Планирование а) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) 3. Исследование а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы 4. Выполнение а) реализация намеченного; б) подготовка выступления 5. Защита проекта (предоставление отчёта) а) объяснение результатов; б) публичное выступление 6. Оценка результатов (рефлексия) а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач Методика работы над проектом включает в себя следующие этапы:
Основные требования к учебному проекту: Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеале проблема ставится внешним заказчиком. Например, учителя русского языка поставили перед учащимися задачу: создать проект дистанционной олимпиады по словесности. Проблема есть.
Планирование действий по разрешению проблемы, а иначе выполнение работы начинается с проектирования самого проекта, в частности – вида проекта и формы презентации. В данном случае – вид проекта WEB -сайт, форма презентации – публикация на городском сайте. Далее производится пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты не могут быть сразу спланированы от начала до конца
Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы.
Выходом работы является продукт, созданный участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы.
По продолжительности проекты делятся:: o Мини-проекты могут укладываться в урок или часть урока. Например: реклама на английском языке. 20 мин. - работа, (подготовка-10 мин, 2 мин презентация каждой группы);
Краткосрочные проекты (4-6 уроков, необходимых для координации деятельности участников проектных групп). Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома. Например: при изучении темы «Базы данных» учащимся естественнонаучного профиля предлагается создать базу данных «Растительный мир Якутии». Ребята ищут информацию в атласах, справочниках, проектируют базу данных. Определяют структуру БД: поля, их тип. Сканируют картинки с изображением растений. Все это делается во внеурочное время и накапливается в папке по проекту. На уроках вносят данные в базу, создают отчеты. На итоговом уроке представляют отчет о работе, готовую базу, запросы.
Недельные проекты выполняются группой в ходе проектной недели. Работа идет под руководством руководителя проекта. Здесь сочетаются классные и внеклассные формы работы. Идет погружение в проект.
Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации выполняется во внеурочное время
Система оценки проектных работ Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем уч-ся до защиты.
Работа по методу проекта требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся.
Анализируя работу над проектами, следует отметить, что еще низок уровень информационной культуры; учащиеся недостаточно хорошо систематизируют и обобщают информацию в соответствии с поставленной познавательной задачей. Необходимо еще много работать над содержанием, структурой и дизайном создаваемых проектов. Напрашивается вывод, что знание фундаментальных основ информатики является залогом успеха в работе с новыми информационными технологиями.
Особенности применения метода проектов в преподавании технологии Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов
I. Поисково- исследовательский: 1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблем или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности). 2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи. 3. Планирование проектной деятельности: а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие; б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки; в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
II. Технологический: 1. Составление конструкторской и технологической документации. 2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия. 3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами. 4. Внесение, при необходимости, изменений в конструкции технологию. 5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда. 6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный:. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду. 2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация). 3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития.