Подготовила педагог- психолог Костерина О.В. ГКОУ «Таремский детский дом»
Суицид (от лат. sui caedere убивать себя) целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное. Аутоагре́ссия (автоагрессия, поворот против себя) активность, проявляющаяся в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде.
Историческая справка: отношение к суициду. В Античном Египте проявляли уважительное отношение к случаям харакири как к способу потерпевших неудачу или опозоренных людей оправдать себя. Греческий философ Платон и люди в Афинах и Фивах строго осуждали суицид. Христианство вообще осуждает суицид как покушение на святость человеческой жизни Сегодня, большинство традиционных религий относятся к жертвам суицида сострадательно и хоронят по традиционным обрядам. В Индии известен обычай сати.
По данным Всемирной организации здоровья за последние 15 лет число самоубийц в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономических развитых странах стоит на 2 – 3 местах. Согласно статистике, в России, на 100 тыс. молодых людей в возрасте лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Об этом заявил Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Россия сегодня занимает лидирующие позиции по детским суицидам в мире. Статистика
По статистике, ежегодно более миллиона человек сами ставят точку в своей жизни. Один из двух возрастных «пиков» самоубийств «пик» молодости приходится на возраст от 15 до 25 лет. Среди девочек почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков. Влечению к смерти в острой форме подвержены 4,5% подростков в возрасте от 15 до 19 лет. Хорошие взаимоотношения детей со взрослыми уменьшают риск суицида до 1%, постоянные ссоры ведут к увеличению этого риска до 18%. Соотношение попыток самоубийства и смертей у подростков составляет 50:1. И снова статистика:
Проявление предсуицидального поведения Ко всем намекам на суицид следует относиться с полной серьезностью: потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней; частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; уход от контактов, изоляция от друзей, превращение в человека-одиночку; нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; погруженность в размышления о смерти; отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. Всё вышеперечисленное является признаками эмоциональных нарушений, способных привести подростка к самоубийству.
К внешним проявлениям суицидального поведения относятся : тоскливое выражение лица (скорбная мимика); тихий монотонный голос, замедленная речь; краткость ответов, отсутствие ответов; ускоренная экспрессивная речь; общая двигательная заторможенность, бездеятельность; стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия; эгоцентрическая направленность на свои страдания.
Словесные признаки суицидального поведения : Разговоры о смерти: Я собираюсь покончить с собой; Я не могу так дальше жить. Намёки о своем намерении: Я больше не буду ни для кого проблемой; Тебе больше не придется обо мне волноваться. Много шутят на тему самоубийства. Заинтересованность вопросами смерти.
Ситуационные признаки суицидального поведения : Социально изолирован, чувствует себя отверженным (не имеет друзей или имеет только одного друга). Живет в нестабильном окружении. Ощущает себя жертвой насилия. Предпринимал раньше попытки суицида. Перенес тяжелую потерю (смерть кого- то из близких). Слишком критически настроен по отношению к себе.
стремление дать окружающим понять, что человеку плохо, - 11,9%; стремление повлиять на другого человека, чтобы добиться от него желаемого - 8,8%; проблемы в семье - 72,4% (!); несчастная любовь - 50,1%; желание заставить человека раскаяться в плохом отношении к другому - 8%; употребление алкоголя, наркотиков -47,8%; от нечего делать - 3,2%; безысходность положения - 32,1%; чтобы выделиться - 2,3%; проблемы в школе - 28,9%; плохое настроение - 1,3%. Информация для размышления По результатам исследований, проведенных в образовательных учреждениях России причинами различных видов суицидального поведения по мнению подростков, являются:
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; чувство долга; внимание на собственное здоровье; учет общественного мнения о неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; психологическая гибкость и адаптированность; наличие актуальных жизненных ценностей, целей; проявление интереса к жизни; уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни.
Профилактика суицида 1 уровень – общая профилактика Цель - повышение групповой сплоченности в образовательном учреждении. Задачи педагога-психолога на данном этапе: 1.Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого воспитанника с целью своевременной профилактики проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. 2.Создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников разных возрастных групп как в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения). 3.Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. 4.Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Уровни профилактики суицида в образовательном учреждении
2 уровень - первичная профилактика Цель - повышение осведомленности субъектов воспитательно-образовательного процесса о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации на основе диагностических исследований. Задачи педагога-психолога на данном этапе: 1.Диагностика суицидального поведения Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. 2. Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. 3. Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
3 уровень- вторичная профилактика Цель - предотвращение самоубийства Задачи педагога-психолога на данном этапе: 1.Вступить в контакт с воспитанником, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта. 2. Разбор случая с педагогическим персоналом, который был включен в работу (выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы).
4 уровень- третичная профилактика Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев; -социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Задачи педагога-психолога на данном этапе: 1.Снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал учреждения). 2. Психологическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
внушать им оптимизм и надежду проявлять сочувствие и понимание осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. вселять у детей уверенность в свои силы и возможности Для предотвращение детского суицида необходимо :
Мифы и факты о суициде МИФФАКТ Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей Настоящее самоубийство случается без предупреждения Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке Самоубийство – явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями
Список полезных ссылок: - Суицида нет. – Все в теме. - Детство. Подростковый суицид: причины и профилактика. – Суицид. Профилактика суицида. Головачев В. Ц. Самоубийство как обычай и ритуал в традиционном Китае // Этножурнал.Самоубийство как обычай и ритуал в традиционном Китае Мартыненко А. В. Суицид в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение С Суицид в молодежной средеЗнание. Понимание. Умение
Мы выбираем жизнь, они- смерть. Мы пишем письма, они- предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них... У них нет будущего. Кажется, что мы и они из разных миров. Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, И теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь- шаг. Они не были рождены самоубийцами, Но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.