Семинар-совещание преподавателей социально-гуманитарных дисциплин «Реализация проектаРепрезентативный рейтинг качества ООП как средство повышения качества общеобразовательной подготовки» Н.В.Дубровина – методист отдела методического сопровождения реализации программ ООП
Образовательный проект «Репрезентативный рейтинг качества ООП как средство повышения качества общеобразовательной подготовки» ЦЕЛИ: Создание общедоступного репрезентативного рейтинга качества общеобразовательной подготовки в ОУ СПО Создание условий для конкуренции ОУ СПО в направлении повышения качества общеобразовательной подготовки
ЗАДАЧИ: Тиражирование опыта преподавателей, использующих современные технологии, обеспечивающие формирование общеучебных компетенций обучающихся Создание банка данных преподавателей ООД, использующих компетентностный подход к организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы Создание условий объективного оценивания результатов реализации программ общеобразовательной подготовки Формирование позитивного имиджа системы среднего профессионального образования для обучающихся и абитуриентов
Основное содержание Проекта В ходе реализации проекта создается рейтинг образовательных учреждений СПО на основе анализа качества ООП в соответствии с критериями, отражающими реальный уровень общеобразовательной подготовки, качества методической работы в ОУ СПО, участие обучающихся и преподавателей в общероссийских, городских и иных конкурсах и олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам Составление рейтинга осуществляется за I семестр и по итогам учебного года
Критерии составления рейтинга Мониторинг (входной, рубежный, итоговый) Срез знаний обучающихся по тестам в формате ЕГЭ. Своевременная разработка теста преподавателями, проведение работы, сдача отчета администрации по форме
КОНКУРСЫ ПО социально-гуманитарным дисциплинам ПРОВОДИМЫЕ УМЦ ПО 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД Конкурс эссе «Правовое государство – государство, где властвует закон I этап проводится в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с 19 ноября 2012 года по 14 января 2013 года II этап проводится среди победителей I этапа с 15 января по 19 февраля 2013 года Итоги Конкурса подводятся 20 февраля 2013 года. Заявка и конкурсная работа направляется в УМЦ ПО до 1 февраля 2013 года
Участие обучающихся и преподавателей ОУ СПО во Всероссийских конкурсах и олимпиадах по ООД Участие обучающихся и преподавателей ОУ СПО в иных конкурсах и олимпиадах по ООД Обеспечение ОУ СПО условий для проведения мероприятий, проводимых отделом методического сопровождения реализации программ ООД
ПРОЕКТ «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ON-LINE» 2011/ /2013 Дано около 10 учебных занятий. На занятиях были представлены различные варианты технологических карт, формы организации самостоятельной аудиторной работы, подходы к профильному преподаванию социально- гуманитарных дисциплин. Рейтинговую таблицу проекта по дисциплине возглавила преподаватель Митюшина Н.А. Политехнический колледж 8 Оценивать учебные занятия будут члены Методического совета. В 2012/13 продолжится реализация проекта «Учебное занятие on-line», с учетом тех замечаний, которые были высказаны на конференции 24 апреля 2012 г. «Разработка образовательного контента и обеспечение качества общеобразовательной подготовки в условиях реализации проекта «Учебное занятие «on-line»: - оценивать уроки, представленные в рамках проекта, будут успешные участники проекта прошлых лет; - перечень номинаций будет расширен: добавится номинация «внеклассное мероприятие»;
Участие преподавателей ООД в городских мероприятиях (семинары-совещания, семинары, мастер-классы, «круглые столы», конференции) в качестве выступающих Организационная работа по проведению городских конкурсов и олимпиад (участие преподавателей ООД в оргкомитетах и жюри) Публикации методических материалов преподавателей колледжей в сборниках, подготовленных к изданию в ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ
Участие преподавателей ООД в работе с издательствами рецензирование учебных пособий апробация учебных пособий участие в разработке учебных пособий и электронных приложений к УМК по общеобразовательным дисциплинам участие в работе по присвоению учебным пособиям грифа ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ «Рекомендовано»
Участие преподавателей в городских мероприятиях и издательской деятельности Ф.И.О. преподавателя ОУ СПОТема, по которой могли бы выступить Контактная информация
Предоставление преподавателями ООД учебно-методических материалов для публикации на странице «Общеобразовательная подготовка» портала ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ (рабочая программа, КТП, дидактические материалы, технологические карты учебных занятий, предусматривающих компетентностный и деятельностный подходы к обучению)
Общая характеристика образовательных технологий Для того чтобы оптимизировать процесс достижения конкретной цели в условиях образовательного процесса на уровне деятельности педагога, повысить эффект от их применения, ученые и специалисты сферы образования обратились к феномену «технология» и объяснению отличий этого термина от традиционно употребляемых – «метод» и «методика» Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности педагога.
По определению ЮНЕСКО 1986 г., технология обучения – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию форм и способов организации учебного процесса. Технологии обучения: Технология модульного обучения Технология проблемного обучения Технология контекстного обучения Технология обучения в сотрудничестве Технология проведения семинара в форме диалога Технология «Дебаты» (Современные образовательные технологии. Под редакцией академика РАО Н.В.Бордовской)
Главная цель при обучении ООД - формирование общеучебных компетенций
4 блока общеучебных компетенций Самоорганизация Самообразование Информационный Коммуникативный
Из 4-х блоков общеучебных компетенций в ФГОСах начального и среднего профессионального образования сформулированы общие компетенции
Учебное занятие по ООД должно формировать общеучебные компетенции Инструментом для этого служит организация аудиторной самостоятельной работы на учебном занятии.
Уровень организации аудиторной с/р зависит от степени применения в образовательном процессе современных инновационных технологий (с использованием интерактивных форм проведения занятий)
Интерактивное обучение – обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве обучающегося и преподавателя, т.е. образовательный процесс выстраивается в режим совместной деятельности. Работа малыми группами Технологическая карта учебного занятия
Работа малыми группами как форма интерактивного обучения Состав, Размер, Структура малой группы однородность и разнородность (по уровню обученности ) ; лидер – функционер – оппонент – исследователь (распределение ролей) ; группа – 4 человека (наивысшая степень работоспособности и продуктивности, возможность работы в парах – сильный, 2 средних, слабый)
При организации работы малыми группами следует учитывать: -Группа в состоянии справиться с предложенными заданиями; -Инструкции – максимально четкие; -Время, достаточное для выполнения заданий; -Дополнительные задания, для тех кто справился раньше; -Работа малыми группами – правило, а не отдельный эпизод
Технологическая карта (ТК) учебного занятия - описание образовательного (познавательного) процесса в виде пошаговой (поэтапной) последовательности действий обучающегося и преподавателя с указанием применяемых средств ( учебной литературы, справочников, текстов, учебно-наглядных пособий, дидактических материалов, информационно-коммуникативных средств, средств контроля ) и регламента.
т.е. ТК отвечает на вопросы: Что делать? (читать, решать, искать информацию,…) Как делать? (алгоритм, пример с решением, инструкция по выполнению лабораторной работы Когда и сколько времени? Как меня (обучающегося) будут проверять/контролировать? Каким образом данный учебный материал пригодится мне как будущему специалисту? Что надо будет выполнить дома (в качестве Д/З и в качестве определенного этапа внеаудиторной с/р)?
Таким образом, организация работы малыми группами и использование ТК позволяет менять траекторию образовательного процесса