Москва, 21 декабря 2012 года Итоги, проблемы и перспективы бюджетных реформ в России Заместитель министра финансов Заместитель министра финансов Российской Федерации А.М.Лавров
Основные результаты реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года 1.Приняты в первом чтении новые «бюджетные правила», проект федерального бюджета на годы сформирован в соответствии с ними 2.Введена новая система видов расходов, подготовлен формат «программной» классификации, утверждены первые государственные программы РФ 3.Подготовлена правовая и методическая база для введения с 2014 года «программных» бюджетов 4.Проведена комплексная реформа государственных (муниципальных) учреждений и оказания государственных муниципальных услуг; 5.Принят в первом чтении законопроект о госфинконтроле 6. Принят в первом чтении и при подготовке ко второму чтению концептуально доработан законопроект о федеральной контрактной системе 7.Утверждена концепция и начато формирование «Электронного бюджета» 8.Внесены поправки в Бюджетный кодекс по регулированию бюджетного процесса на региональном и местном уровне 9.Начат процесс отмены льгот по региональным и местным налогам
М ] ф М ] ф Основные характеристики федерального бюджета в гг. (в % к ВВП) Доходы23,322,518,918,520,820,719,319,018,818,017,6 из них Нефтегазовые доходы, в % к общему объему 46,947,340,746,149,650,546,144,644,4 43,4 2 Расходы15,918,324,722,520,020,920,119,218,817,617,4 3 Дефицит/профи цит 7,44,1-5,9-4,00,80,1-0,8-0,2-0,010,40,2 4 Ненефтегазо- вый дефицит -3,5-6,5-13,6-12,6-9,5-10,7-9,7-8,7-8,4-7,6-7,5
4 Развитие среднесрочного бюджетного планирования 1.В 2001 – 2005 гг. – отдельно перспективный финансовый план на 3 года (не утверждается) и проект бюджета на очередной год 2.В 2006 – 2007 гг. – перспективный финансовый план на 3 года (утверждается Правительством) и соответствующий ему проект федерального бюджета на очередной финансовый год 3.С 2008 года (с приостановкой на 2009 г.) – федеральный бюджет на 3 года, право принимать региональные и местные бюджеты на 3 года, при годовых бюджетов – перспективные финпланы 4.С 2013 года – среднесрочные потолки расходов по госпрограммам 5.С 2014 года – обязательность 3-хлетних бюджетов для субъектов РФ 6.С 2015 года – право субъектов РФ установить требование по утверждению местных бюджетов на 3 года 7.Новый инструмент – долгосрочная бюджетная стратегия (до лет)
5 Переход к «программным бюджетам» Федеральный бюджет – с 2014 года Региональные и местные бюджеты – с 2014 года право выбора (закон/акт) между «ведомственно- функциональным» и «программным бюджетом» Необходимые условия: долгосрочные цели (стратегия развития) 3-х летний бюджет и долгосрочный прогноз аналитическое распределение расходов по программам утвержденные государственные (муниципальные) программы
6 СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ГП 1 Нормативно-правовое регулирование - контроль, -лицензирование, -тарифы -налоговые льготы и т.д Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Отв. исполнитель 1.вытекают из долгосрочной стратегии развития и являются инструментом достижения ее целей; 2.объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели; 3.состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП; 4.реализуется ответственным исполнителем с участием соисполнителей, которые отвечают за свои подпрограммы и ВЦП; 5.ГП РФ и субъектов РФ, а также муниципальные программы увязаны друг с другом (субсидии). Отв. исполнитель Концепция государственных программ Российской Федерации Государственные программы:
7 Отражение государственных программы в бюджетной классификации Код класс-и расходов
8 Ведомственная структура расходов ГРБС разделподраздел целевая статья вид расходов инвестиции, межбюджетные трансферты, содержание учреждений, социальное обеспечение… ГОСПРОГРАММА ФЦП ПОДПРОГРАММА Основное мероприятие (ВЦП) и аналитический признак «традиционный» бюджет (нет прямой увязки с целями и результатами) «программный» бюджет («автоматическая» прямая увязка с целями и результатами в учете и отчетности основное приложение аналитически (либо доп.приложение), а также в учете и отчетности
100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами 200 Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд 300 Социальное обеспечение и иные выплаты населению 400 Бюджетные инвестиции 500 Межбюджетные трансферты 600 Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 700 Обслуживание государственного долга Российской Федерации 800 Иные бюджетные ассигнования 100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами 200 Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд 300 Социальное обеспечение и иные выплаты населению 400 Бюджетные инвестиции 500 Межбюджетные трансферты 600 Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 700 Обслуживание государственного долга Российской Федерации 800 Иные бюджетные ассигнования Единая классификация видов расходов - Группы
10 Предложения Минфина по интеграции госпрограмм в бюджетный процесс Закрепление практики формирования госпрограмм в «базовом» и «дополнительном» вариантах, исходя из достижения целей в рамках «базового» варианта (январь); Утверждение (в составе Бюджетной стратегии на период до 2030 года, либо отдельным решением Правительства) «потолки» расходов одновременно по всем госпрограммам (февраль); Привести «базовый» вариант госпрограмм в соответствии с бюджетом гг. и «потолками» на гг. (март – апрель); При формировании проекта бюджета на годы возможно уточнение «потолков» (в части действующих обязательств) по единой методике (май-июнь); Распределение расходов на принимаемые обязательства с увеличением целевых индикаторов госпрограмм и их качества (июнь); Доведение предельных объемов бюджетных ассигнований до ответственных исполнителей госпрограмм (с выделением отдельных решений и мероприятий) (июль) Сохранение расходов за госпрограммой в случае оптимизации, перераспределения, в том числе между «текущими» и инвестиционными расходами, сокращение (исключение) разногласий (август-сентябрь); Участие ФОИВ-ответственных исполнителей госпрограмм при рассмотрении проекта бюджета Федеральным Собранием (июль, сентябрь – ноябрь)
Государственная программа – государственное задание Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года Государственные программы РФ Ведомственные целевые программы Государственные задания Правительство Российской Федерации ФОИВ – участники госпрограмм (ВЦП) ФОИВ – ответственные Исполнители госпрограмм Государственные учреждения
Данные о сети учреждений Тип учреждения Количество учреждений* Федеральн ые учрежде- ния Учреждения субъектов РФ Муниципаль- ные учреждения Всего: Казенное учреждение 51%12%9% Бюджетное учреждение 49% 82% 87% Автономное учреждение (32 ед)6%4%7 537 Всего :
Организация оказания государственных (муниципальных) услуг I До 83-ФЗ II ФЗ об АУ и 83-ФЗ III ППО Смета БУ ППО КУ Смета ППО КУ БУ Субсидии Оплата услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ Рынок АУ БУ КУ Иные ЮЛ Публично-правовое образование Рынок Бюджетное учреждение Казенное учреждение Иные юридические лица ППО Возможная перспектива Обозначения Потребитель Грант, ваучер Оплата услуг
ЕДИНЫЙ БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУСЛУГ (РАБОТ) (с 2014 года) Министерство ОБЯЗАНО утвердить в БАЗОВОМ перечне Наимено- вание услуги (работ) Категории потребителей Перечень и единицы измерения показателей объема Основные требования к качеству услуги (работ) Наименова- ние ГУ (групп ГУ) Министерства ВПРАВЕ утвердить в БАЗОВОМ перечне ФОИВ ОБЯЗАН утвердить в ведомственном перечне (с правом дополнения и детализации) ФОИВ ВПРАВЕ утвердить в ведомственном перечне
15 Направления развития нормативов финансового обеспечения государственных заданий Индиви- дуальные Региональные коэффициенты Групповые нормативы Поправочные коэффициенты Формульные на базе единых ЦЕЛЬ
Сфера контрактной системы РФ п/ п Сфера регулируемых отношенийВиды контрактов 1.Закупки для государственных и муниципальных нужд Государственные (муниципальные) контракты на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг 2.Формирование и размещение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг Соглашения о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям 3.Бюджетные инвестиции1) Соглашения с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении инвестиции 2) Соглашения с другими юридическими лицами о взносах в капитал 4.Государственная службаСлужебные контракты 5.Государственные кредиты (гарантии)Договора о предоставлении государственных кредитов (гарантий) 6.Сдача в аренду имущества публично-правового образования Договора аренды 7.Формирование и размещение государственных заказов на предоставление государственных (муниципальных услуг) Государственный (муниципальный) контракт (с БУ, АУ, негосударственными организациями) в пользу третьих лиц (в настоящее время не применяется) 8.Закупки для нужд государственных корпораций, естественных монополий, бюджетных и автономных учреждений Гражданско-правовые договора на поставку товаров, работ, услуг
Планирование закупок Укрупненный прогноз закупок госсектора (в составе общего прогноза) - исключен Сводные показатели планов закупок ГРБС (часть обоснований бюджетных ассигнований, в увязке с госпрограммами) Планы закупок (на 3 года, номенклатура, увязка с ЛБО) Планы-графики закупок (лоты)
Контроль в сфере закупок Федеральное казначейство (финорганы): соответствие планов закупок ЛБО, планов-графиков – планам, документации – планам-графикам Росфиннадзор (органы внутреннего финконтроля): обоснований закупок, начальных цен, соответствие товаров (работ, услуг) контракту, их учета и использования в соответствии с обоснованием ФАС: единый контроль за процедурами отбора поставщиков, соблюдением интересов участников закупок, соблюдением условий контрактов (кроме приемки)
Контроль за использованием бюджетных средств Госфинконтроль (БК РФ) Иные виды контроля (федеральные законы) Президентский контроль Парламентский контроль Правительственный контроль Росфиннадзор, Счетная палата РФ Администрация Президента РФ Государственная Дума и Совет Федерации Правительство РФ Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и достоверностью бюджетной отчетности Контроль за исполнением федеральных законов и решений Президента РФ Рассмотрение и утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета Контроль за исполнением федеральных законов и решений Правительства РФ Привлечение к административной ответственности и применение бюджетных мер принуждения Привлечение к дисциплинарной ответственности Принятие или отклонение бюджета (отчета) Политические решения Привлечение к дисциплинарной ответственности 19
Бюджетные правоотношения Главные администраторы бюджетных средств (ГРБС, РБС, ПБС, ГАД…) Участники бюджетного процесса Государственные внебюджетные фонды Финансовые органы в части межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов Объекты контроля Договор о предоставлении средств из бюджета Контроль как обязательное условие договора (требование БК РФ) Без договора Гражданские правоотношения Унитарные предприятия Индивидуальные предприниматели, физ.лица - производители товаров, работ и услуг Госкорпорации (госкомпании) Хозяйствующие субъекты Хозяйственные товарищества и общества с участием ППО в уставных капиталах Получатели средств из бюджета Объекты контроля Кредитные организации Фонды, общественные и религиозные организации, частные учреждения, кооперативы Автономные учреждения Бюджетные учреждения Хозяйственные товарищества и общества без участия ППО в уставных капиталах Сфера правового регулирования финансового контроля 20
Росфиннадзор и органы финансового контроля субъектов РФ (местной администрации) Полномочия по госфинконтролю:
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Действующая редакция БК РФПредлагаемая редакция в БК РФ « Нарушение бюджетного законодательства » - соблюдение только Бюджетного кодекса « Бюджетное правонарушение » - соблюдение всех актов бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения Виды бюджетных правонарушений или основания для привлечения к ответственности виновного лица В Бюджетном кодексе - 18 видов правонарушений В Кодексе об административных правонарушениях - 3 вида правонарушений В Бюджетном кодексе - 5 видов правонарушений в дополнение к штрафам В Кодексе об административных правонарушениях - 18 видов правонарушений Перечень мер принуждения ОткрытыйЗакрытый Блокировка расходов получателей бюджетных средств, Бесспорное взыскание средств при нарушении бюджетного законодательства Отказ от блокировки расходов, бесспорного взыскания средств с ПБС Бесспорное взыскание межбюджетных субсидий и бюджетных кредитов Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) 22
Бюджетные правонарушения и ответственность за них (1) Бюджетные правонарушения Меры административной ответственности (КоАП) Бюджетные меры Принуждения (БК) Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджетов на цели, несоответствующим Закону о бюджете, бюджетной росписи и смете Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (1-3 лет); Для юр.лиц – штраф 5%-25% от суммы бюджетных средств а) передача части полномочий ГРБС, ПБС; б) бесспорное взыскание средств (только для финорганов) в) приостановление м/б трансфертов Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита – нарушение срока возврата бюджетных средст Для долж. лиц – штраф т.руб. Для юр.лиц – штраф 5%-25% от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом - нарушение срока возврата бюджетных средств Для долж. лиц – штраф т.руб. Для юр.лиц – штраф 5%-25% от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Нарушение условий предоставления бюджетного кредита – нарушение порядка предоставления Для долж. лиц – штраф т.руб. и (или) дисквалификация (6 мес.-1 год) Для юр.лиц – штраф 2 – 12 % от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (6 мес. -1 год); Для юр.лиц – штраф 2%-12% от суммы бюджетных средств Нарушение условий предоставления субсидии
Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (февраль 2013 года) _________________________________ Новая редакция Бюджетного кодекса – с 2015 года