Учитель истории и обществознания МОУ «Огневская СОШ» Савина Альфира Анваровна 2012
( из речи В.В. Путина). Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель
выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию. Целью российского образования в настоящее время
«Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение– это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций» Н.А.Алексеев.
Главная задача учителя в личностно- ориентированном образовательном пространстве. Главное, на что работает учитель в личностно - ориентированном образова- тельном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассив- ную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
В технологии личностно - ориенти- рованного образования деятель- ность учителя строится на внима- тельном отношении к индивиду- альным интересам и возможностям каждого ребенка и нацелена на раз- витие в каждом ученике самостоя- тельной, инициативной и творчес- кой личности
Какие задания можно использовать Задания на создание возможнос- тей для самоопределения Задания на «включение» саморе- ализации Задания, ориентированные на совместное развитие школьни- ков
Функции педагога: Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки); Учитель как исследователь (исследовательская функция); Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция); Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).
задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока; свобода выбора ребенком различных форм обучения выбор ребенком предметного содержания различной сложности; оценивание не только результатов, но и процесса деятельности; формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития; использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала; изучение и формирование творческой деятельности; использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания.
ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации.
Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соот- ветствующий учебный материал Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.
Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося. Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся. Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем. Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и обмен способами познания. Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.
Необходимо подбирать учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся. Каждый ученик должен иметь возможность выбора при выполнении задания для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях.
При опросе на уроке оценивается не только правильный ответ ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, в чём его ошибка. При задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнение домашнего задания.
Любая педагогическая технология, по мнению В.В.Серикова, может стать личностно-ориентированной, если она содержит базовый комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части учеб- ного процесса.
На практике учитель следует определенным заповедям: - Ничего не сообщать ученику в готовом виде. - Начинать урок с вопроса в общей формулировке или с задания, требующего размышления о способах его выполнения. - Держать паузу после постановки задачи, не мешать включению мыслительных процессов. - Не спешить с оценкой ответа, чтобы не прервать мыслительный процесс ученика. - Вместо оценочных суждений: «Молодец!», «Правильно!», лучше пользоваться высказываниями: «Интересная мысль!», «Принимается!», «Согласна!». - Не пропускать без обсуждения неправильного ответа, создавать ситуацию, когда допустивший ошибку сам ее найдет, назовет способы проверки. - Приучать учеников без напоминания обосновывать свои ответы: есть идея – приведи аргументы.
Спасибо за внимание!!!